Ноябрь 24th, 2007 | 12:00 дп

Неизвестный Тарковский

  • Абдул ГУСЕЙНОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Или как появился рекламный фильм к «Сталкеру»
Писатель-публицист Абдул Гусейнов широко известен своими историческими повестями и романами, которых написал более двадцати, в том числе «Арзамасская дева», «Землепашец на тропе», «Салах ад-дин», «Пилигрим из Ширвана» и другие. Однако широкой публике практически не известна деятельность Абдула муаллима на поприще кино, его работа в качестве главного редактора «Совэкспортфильма», во время которой ему доводилось сотрудничать с такими мастерами экранного искусства, как Сергей Бондарчук, Станислав Ростоцкий, Лариса Шепитько… Об одной из таких встреч – рассказ писателя.

В этом году исполнилось бы 75 лет со дня рождения выдающегося кинорежиссера XX века Андрея Арсеньевича Тарковского. Его творческая индивидуальность сполна раскрылась в первой же полнометражной киноленте «Иваново детство» по мотивам повести В.Богомолова.
Картина получила одиннадцать наград на международных кинофестивалях: главный приз – «Золотой лев святого Марка» XXIII Венецианского кинофестиваля; главный приз – «Голова Палеке» и диплом «За поэтическую режиссуру, осуждающую войну», 1963 год, Мексика; премия имени Селзника «За кинокартину, внесшую крупный вклад в дело укрепления мира», 1964 год, США и другие.
После «Иванова детства» на A.Тарковского посыпались предложения, вплоть до совместной постановки с США. Но он хотел снимать на родине, творческие поиски продолжить в ленте «Андрей Рублев». Но повсюду получал отказ. После долгих мытарств А.Тарковский пробивается к секретарю ЦК КПСС Л.Ф.Ильичеву, который в конце концов дает добро. «Андрей Рублев» был закончен в 1966 году.
Это мой самый любимый фильм А.Тарковского. Кинолента об иконописце, иноке Троице-Сергиевой лавры и Спасо-Андроникова монастыря Андрее Рублеве, жившем в конце ХIV и в начале ХV веков, написавшем бессмертную Святую Троицу в Сергиевой лавре, о его жестоком времени.
Мое личное становление также пришлось на времена жестокого сталинского режима, на «оттепель» после смерти Сталина. Наше поколение призывали «бороться до полной победы социализма». Хотели заставить нас стать «винтиками» системы. Потаенно многие из нас горячо спорили, говорили о проблемах войны и мира, о фашизме, сталинизме, демократии. Обсуждали пути развития страны, куда мы идем? Наше поколение глубже волновали общественные цели, нежели личные и частные. И в фильме «Андрей Рублев» эти настроения очень сильны.
Большие трудности для А.Тарковского начались при сдаче «Андрея Рублева» различным инстанциям и комиссиям. Были составлены длиннейшие списки поправок. Режиссер долго сопротивлялся, но был вынужден сдаться. Иначе фильм «положили бы на полку».
После некоторых поправок картину разрешили выпустить на экраны страны, но очень ограниченным тиражом. В 1969 году было принято решение об экспорте «Андрея Рублева». Посланная просмотровая копия этого фильма в представительство Всесоюзного объединения «Совэкспортфильм» во Франции, по телефонному звонку, попала на Каннский кинофестиваль на внеконкурсный показ. Фильм демонстрировался при переполненном зале под шквал аплодисментов и получил Приз ФИПРЕССИ (Международная Федерация кинопрессы).
А теперь несколько слов о своих двух встречах о Андреем Арсеньевичем. В начале 60-x годов прошлого столетия на киностудии «Мосфильм» была создана группа (впоследствии объединение) по производству рекламных фильмов принятых на экспорт кинолент. Эта группа по заказу «Совэкспортфильма» изготавливала для зарубежного зрителя рекламные ролики продолжительностью 8–10 минут для всех киностудий страны. Во второй половине 70-х годов как главный редактор «Совэкспортфильма» я курировал организационные вопросы и качество этих заказов.
В начале 1980 года мне позвонил первый заместитель генерального директора киностудии «Мосфильм» О.Караев и попросил заказ на рекламный фильм к картине «Сталкер» разместить не в объединении рекламных фильмов, а поручить это самому режиссеру А.Тарковскому.
– Осман Хасанович, – ответил я, – в рекламном объединении уже подготовили материал и ждут нашего заказа! Потом, там специалисты высокой квалификации, с большим опытом работы по изготовлению рекламных фильмов для зарубежного зрителя. Эта работа не режиссера картины. И не думаю, что Тарковский сделает лучше.
– Ты понимаешь, Абдул Анбиевич, Тарковский долго был в простое, он весь в долгах, полученных денег за «Сталкер» ему не хватило рассчитаться с кредиторами. Помоги! Ты письмо-заказ напиши на мое имя. Я здесь все утрясу. С генеральным вопрос согласован. На днях Тарковский к тебе зайдет.
Скрепя сердце я согласился.
Через пару дней мне позвонил А.Тарковский, мы назначили встречу. Он попросил меня показать ему пару рекламных фильмов. На следующий день он появился в «Совэкспортфильме». Мы обменялись рукопожатием. Он выглядел неважно: худое лицо, почти изможденное, ссутулившаяся фигура, погруженный в себя. К моему удивлению он заявил, что никогда не смотрел экспортных рекламных фильмов. Я подробно объяснил ему, какие задачи стоят перед таким фильмом. В одночастевый ролик необходимо вместить как можно больше рекламной информации о режиссере, актерах и сюжете фильма. Авторская аннотация должна быть сведена к минимуму. Он меня внимательно выслушал, но вопросов не задал.
Я показал А.Тарковскому информационный материал к «Сталкеру», который будет опубликован в очередном номере журнала «Советский фильм», издаваемом «Совэкспортфильмом» в Любляне, на шести языках, специально для иностранного зрителя. Он их одобрил. Потом пошли в кинозал и просмотрели три рекламных фильма: «Иваново детство», «Солярис» и «А зори здесь тихие».
Через две недели А.Тарковский с директором фильма и режиссером по монтажу привезли изготовленный рекламный фильм к «Сталкеру». И экспортная комиссия, просмотрев материал, приняла его без замечаний.
Вскоре после этого А.Тарковский уехал за границу и там он снял еще два фильма. Потом пришла печальная весть о том, что 29 декабря 1986 года он умер в Париже.
Его похоронили на кладбище русских эмигрантов в местечке Сент-Женевьев-дю-Буа во Франции.