Декабрь 31st, 2007 | 12:00 дп

Годы над нею не властны

  • Мариам ИГНАТЬЕВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Трудно поверить, что у нее такой огромный творческий стаж. Но ведь она в 16 лет стала солисткой Азербайджанского радио и приехала учиться в Москву, имея концертный опыт, что высоко ценил профессор Яков Зак, выдающийся артист и блистательный педагог, у которого Тамилла училась в Московской консерватории и аспирантуре. Под его руководством она получила прекрасную пианистическую школу, органично впитала отличительные черты московской исполнительской традиции – безупречный вкус, умение подчинить блестящую пианистическую «оснащенность» смыслу, образному строю произведения, точное ощущение стиля исполняемой музыки.

А стремление к постоянному расширению репертуара – это уже творческий почерк самой пианистки.
Вот что написал о ней знаменитый пианист профессор С.Л.Доренский: «Тамилла Махмудова – музыкант с «точным ухом», с точным вкусом – подлинная продолжательница традиций московской фортепианной школы. Ее оценки всегда бескомпромиссны и справедливы, и потому ее мнение авторитетно среди коллег-музыкантов».
Вся ее исполнительская деятельность связана с Московской концертной организацией. Москве пианистка благодарна, что научила выдерживать жесткую конкуренцию, не позволяющую расслабляться, всегда быть в форме, совершенствоваться, расширяя репертуар. Ее имя хорошо известно москвичам, так как здесь она играет часто и неизменно новые программы, что, безусловно, привлекает публику. Вот и на недавнем концерте в Доме музыки зал был почти полон.
Она наделена «сокрушительным», бойцовским духом, верой в свое призвание и высокой планкой честности в творчестве. Какими же еще качествами нужно обладать, чтобы в российской столице, которая ежегодно рождает все новых, профессиональных, прекрасных пианистов, занять свою, ни на что не похожую нишу? Блестящей техники, школы и опыта недостаточно – надо обладать «лица не общим выраженьем» – надо быть Личностью.
Я знаю Тамиллу почти полвека, слежу за ее творческим путем, и это дает мне право сказать, что она и является Личностью, причем многогранной. Кстати, насколько мне известно, скоро выходит из печати книга ее статей и публикаций, и это не удивляет, так как в нашей газете часто печатались ее статьи, острые и отлично написанные.
Я и сама много писала о Тамилле, но это было продиктовано не только симпатией к ней, а тем, что она все время делает что-то новое, интересное, о чем следует написать.
Ее живой неугомонный характер, ее творческая пытливость постоянно движут мысль и волю. Она постоянно обращается к музыкальной литературе разных стран, эпох, стилей и направлений. В ее исполнительском облике есть привлекательнейшая черта: она не повторяет кого-то, не пользуется эталонными прочтениями того или иного сочинения, не боится первооткрытий, самостоятельных решений.
И еще присуще этой пианистке умение устанавливать контакт с аудиторией. Тамилла относится к тем артистам, которые горячо заинтересованы в действенности своего творчества, в том, чтобы оно облагораживало, воспитывало, приобщало людей к миру прекрасного, духовно обогащало.
Хочу привести несколько выдержек из многочисленных зарубежных рецензий в газетах тех стран, где она гастролировала, а их 34!
«…она действительно совершенная артистка!» – «Санди курьер», Англия.
«Тамилла Махмудова – исполнитель очень высокого класса, замечательный мастер!» – «Прованс», Бельгия.
«…явившись, несомненно, наиболее эмоциональной из пианистов, которых нам довелось услышать за последние годы, пианистка заставила каждого остро воспринимать, прочувствовать музыку, которую она исполняла… В конце ее выступления аудитория стоя устроила ей овацию, с энтузиазмом, столь редко демонстрируемым сдержанными дипломатами» – «Галф ньюс», Объединенные Арабские Эмираты.
А газета Туниса «Ла Пресс» и вовсе не сдержалась, написав: «…она сногсшибательна, эта Тамилла!»
Азербайджан почти шестьдесят лет имеет в Москве «постоянного представителя» в фортепианном искусстве России. Представителя серьезного и уважаемого. Не случайно Россия ее удостоила высокой награды – ордена Почета.
Своей исторической родине Тамилла предана беспредельно. Она говорит: «Баку всегда в моем сердце, а сердце всегда в Баку». Об этом говорит и ее дом в Москве – картины азербайджанских художников, книги азербайджанских писателей. Ну и, разумеется, национальная кухня, знатоком которой она является, в чем я имела счастье убедиться.
Что касается музыки родного Азербайджана, то трудно назвать другого такого страстного ее пропагандиста. Вот что написала в одной из центральных бакинских газет известный журналист Э.Алиева: «Человек, насквозь пронизанный музыкой, она словно сердцем исполняет сочинения своих земляков. Музыка Кара Караева сопровождает ее всю жизнь, с самого детства. В ее репертуаре произведения У.Гаджибекова, Ф.Амирова, Дж.Гаджиева, Р.Гаджиева, А.Меликова, М.Мирзоева, Ф.Караева и других. Многое из созданного ими было впервые исполнено ею».
Юбилей – это не остановка, а проходная «станция» на жизненном пути пианистки. Годы не властны над нею – она играет, как отмечают и коллеги, и публика, с юношеским задором и увлеченностью. И видно, характер у этой изящной, красивой женщины, кстати, таков, что, кажется, все ей дается удивительно легко и просто. Она всегда приветлива: не помню, чтобы когда-нибудь жаловалась на тяготы жизни, на творческую неустроенность. И всегда настроена на шутку, улыбку, юмор, говорит, что это «фамильная шекинская черта». Ее отец родом из Шеки, где не в чести уныние, где ценят добрую шутку и умеют радоваться жизни.
Так пожелаем же ей лишь здоровья и долголетия!