Декабрь 31st, 2007 | 12:00 дп

От Баку до Гаваны

  • Александр СЕМЕНОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Завершающийся 2007 год отмечен бурным развитием международного сотрудничества Азербайджана. В числе заметных внешнеэкономических достижений страны в уходящем году – проведение в конце ноября в Гаване первого заседания азербайджано-кубинской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, что свидетельствует о широких торгово-экономических возможностях Азербайджана, проложившего мост дружбы и сотрудничества на далекий латиноамериканский континент. Это, безусловно, крупное и важное событие во взаимодействии двух государств.

Говоря о сегодняшних достижениях Азербайджана в международных делах, важно вспомнить и тех азербайджанцев, которые стояли у истоков зарождения этих отношений, внесли свой яркий вклад в строительство «моста» Баку – Гавана. Речь, в частности, идет о народном артисте СССР, выдающемся азербайджанском музыканте, пианисте Фархаде Бадалбейли, в преддверии 60-летнего юбилея которого все мы, поклонники его исполнительского искусства, находимся.
А тогда, почти 30 лет тому назад, на сцену Национального театра Гаваны вышел интеллигентный молодой человек, сел за рояль, поправил очки и…
Работая в ту пору в советском посольстве на Кубе атташе по культуре, я имел счастье присутствовать на этом концерте. Выступление молодого бакинца, виртуозно владевшего инструментом, тонко интерпретировавшего сложнейшее музыкальное произведение, оказалось поистине незабываемым. В сопровождении Гаванского симфонического оркестра под руководством знаменитой женщины-дирижера, народной артистки СССР Вероники Дударовой, Ф.Бадалбейли исполнил Первый фортепианный концерт С.Прокофьева, который, по-моему, впервые был сыгран тогда на Кубе. Темпераментная Вероника Борисовна, которая уже неоднократно бывала в Гаване и дирижировала этим оркестром, словно вдохнула свою бурную энергию в разомлевших от тропической жары музыкантов оркестра, и они заиграли с большим эмоциональным подъемом, усиленным творческим порывом советского пианиста (тогда нас всех кубинцы называли «совьетикос»). Выступление наших артистов имело у местной публики поистине сокрушительный успех, Ф.Бадалбейли устроили овацию, долго не отпускали со сцены. Гаванская пресса дала хвалебные оценки концерту маэстро, писала о нем как об известном пианисте, покорившем своим исполнительским искусством любителей музыки многих стран, участнике ряда международных состязаний пианистов, победителе конкурса пианистов в Лиссабоне.
Судьба привела меня в 90-е годы на работу в Баку, в посольство России. И я вновь встретился с Ф.Бадалбейли, к этому времени уже маститым профессором, ректором Азербайджанской государственной консерватории им.Уз.Гаджибекова. Невольно вспомнилась Гавана, тот незабываемый концерт, Вероника Дударова.
В Баку меня поразила насыщенная культурная жизнь, особенно ее музыкальная составляющая, и во всем этом чувствовалось деятельное участие Ф.Бадалбейли, его неукротимая энергия, тонкий художественный вкус, фундаментальная профессиональная подготовка, широкая эрудиция, личная харизма. За минувшие годы он стал пианистом номер один в Азербайджане, руководителем с великолепными организаторскими и преподавательскими качествами, которые оказались столь востребованными в деле формирования нового поколения деятелей музыкальной культуры независимого Азербайджана.
Общаясь с Ф.Бадалбейли, в том числе и посредством имеющихся у меня аудиозаписей его исполнения, не перестаю восхищаться музыкальной «всеядностью», многогранностью пианиста, умением тонко интерпретировать произведения музыкальной классики от И.Гайдна до С.Прокофьева. Ему, кажется, подвластны музыкальные творения всех эпох и народов. Если не ошибаюсь, он один из первых в Советском Союзе исполнил фортепианный концерт Д.Гершвина, кстати, в сопровождении оркестра под управлением В.Дударовой. А как Ф.Бадалбейли играет прелюдии Кара Караева!
Вспоминаю также незабываемый концерт в Баку гениального М.Л.Ростроповича, посвященный его семидесятилетию, в ходе которого Ф.Бадалбейли в сопровождении оркестра под руководством великого Маэстро блистательно сыграл фортепианный концерт К.Сен-Санса.
В настоящее время, вновь работая в посольстве России в Азербайджане, убеждаюсь в том, что культурная жизнь в стране становится все более насыщенной и разнообразной. Баку по праву превращается в одну из музыкальных столиц мира. Одно из свидетельств – организуемые здесь международные фестивали, посвященные Д.Д.Шостаковичу, М.Л.Ростроповичу, закончившийся недавно вокальный конкурс имени Бюльбюля, и в этом, думаю, немалая заслуга Фархада муаллима.
С того очень памятного для меня гаванского концерта Ф.Бадалбейли прошло уже много времени. Произошли огромные перемены в жизни народов России и Азербайджана, да и мир стал вообще другим. Мог ли я тогда в Гаване представить, что через какое-то время независимый Азербайджан будет тесно сотрудничать с Кубой и что имя Ф.Бадалбейли станет «визитной карточкой» музыкального Азербайджана! Нет, конечно. Жизнь, правда, все расставила по своим местам: Азербайджан под руководством общенационального лидера Гейдара Алиева обрел подлинную независимость, а музыкальные достижения страны сегодня ассоциируются в первую очередь с такими звездными именами, как Фархад Бадалбейли.
С наступающим юбилеем вас, дорогой Фархад Шамсиевич!