Январь 13th, 2008 | 12:00 дп

Ирония творчества

  • СевдаГАСАНБЕКОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Или с легким пиаром
Оказалось, что привычка, или вернее – устоявшаяся традиция проводить старый год с героями легендарного рязановского фильма «Ирония судьбы, или С легким паром», всем сделала ручкой. И сделала это так просто, что нельзя не поразиться, как же легко поменять у нас традиции, пусть даже праздничные, устоявшиеся, прошедшие испытание временем, не набившие оскомины, а значит – содержащие чувство меры и вкус.

Впрочем, если нам так же легко навязываются всякого рода стереотипы и клише, далеко не всегда соответствующие нормам цивилизованного общества, то стоит ли удивляться тому, что прагматизм и расчетливость, которым мы громко и справедливо попрекаем Голливуд, вполне комфортно прижился у нас и становится привычным делом.
Почему-то не покидает подспудная мысль, что Эльдару Рязанову не польстила идея наложить популярные сегодня молодые и известные кино-театральные лица на сюжет, который одинаково хорошо, почти по-родственному, знают и любят и взрослые и дети (да, ведь каждый год они с нами за новогодним столом). Однако интеллигентность и воспитание скорее всего не позволили ему высказать свои сомнения в предстоящей авантюре. А как еще назвать этот замысел, когда заведомо делается ставка не на просто хорошее или даже очень хорошее кино, которым все равно не загнать в практические полупустые кинотеатры страны зрителей двух поколений, а может, и всю страну! И вполне закономерно приходит убеждение, что авторов нового фильма по большому счету абсолютно не колышет оценка зрителей – важен коммерческий результат. И только!
А как иначе объяснить то, что подобные идеи никогда не могут прийти в голову ни одному талантливому сценаристу и уж тем более уважающему себя режиссеру: обыграть имеющий огромную популярность и такую же аудиторию фильм с целью сделать нечто подобное на этот же сюжет или, что еще более ущербно, придумать продолжение? Представим себе, что кому-то не по силам сказать что-либо новое в кино или (что еще труднее) что-то свое. Тут и возникает идея: в лучшем случае – ремейка, в худшем – продолжения истории популярного фильма. Только представьте, что какому-либо незадачливому, но очень прагматичному режиссеру пришла «гениальная» мысль снять продолжение полюбившейся всем «Красотки» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром в главных ролях. Или продолжение истории в фильме «Однажды в Америке». Или…
Исчезнет не только сказка и вера в чудеса – исчезнет качество реальности в фильме, его динамика, логика и тональность, его гениальность, наконец. Ибо невозможно представить Роберта Де Ниро, согласившегося на авантюру, ставящую под сомнение масштаб и глубину его таланта.
Справедливо возникает вопрос, а при чем тут Де Ниро? А ни при чем. Это просто разговор о двуединстве достоинства и таланта, не поддающихся механическому тиражированию.
Четыре сценариста: Алексей Слаповский, Константин Эрнст, Анатолий Максимов и Тимур Бекмамбетов, испробовав более 50 вариантов, написали, как им хочется убедить всех нас, абсолютно новую историю. Так и хочется воскликнуть: ну и написали бы новую! Кто же просил испортить нам Традицию, лишив ее романтического налета новогоднего чуда, нерастраченного за 32 года веры в эту сказку? Кто просил заменить все это на житейские будни полюбившихся и сроднившихся с нами героев?
Кто и зачем решил отобрать сказку? Именно отобрать, не заменив ее другой.
Да, просто задачи такой никто перед собой и не ставил. Сняли то, что сняли, что смогли: скучно, беспомощно, неталантливо. Можно допустить, что если бы лента не была продолжением рязановской «Иронии судьбы…», то, возможно, ее постигла бы незавидная участь быть показанной по какому-либо из каналов в некоммерческое время. Возникает возмущение пополам с недоумением: на что заменили добрую сказку? И зачем?
А слабо было бы снять фильм, врезающийся в память, томящий душу, приковавший к телеэкранам зрителей разных возрастов и сословий – такой, как блестящий фильм «Ликвидация», с потрясающим сценарием, с блистательнейшим актерским ансамблем, великолепной режиссурой и гениальной музыкой? И это при том, что действие в фильме происходит в такое далекое время, что сегодня, наверное, на сотни можно пересчитать тех, кто жил тогда. И не было необходимости снимать ремейки или продолжение полюбившихся боевиков. Ибо была задача показать и рассказать так, чтобы запомнилось, врезалось, срослось и затронуло. Это, конечно, не новогодняя сказка. А кто сказал, что для того, чтобы снять сказку, не нужна превосходная режиссура, потрясающий сценарий и блестящая игра? Но это уже совсем другая история…