Январь 13th, 2008 | 12:00 дп

Косово и Карабах

  • Александр КАРАВАЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Сравнения уместные и неуместные
По внешним признакам они как индивиды разные: в Карабахе и оккупированных районах не проживают две общины, как в Косово; в Карабахе нет миротворцев; Баку по факту ситуации не влияет на Карабах (произошло отторжение территории). Сербия пока не потеряла Косово полностью, имеет некие элементы влияния; Сербия готова согласиться на широкую автономию Косово, близкую к независимости – вплоть до наличия своего флага и правительства, но без представительства в международных организациях.

В Баку такой вариант для Степанакерта не рассматривают, по крайней мере не озвучивают. План косовского урегулирования дает основания говорить о статусе Косово, открывает возможность ограниченного признания его суверенитета. План МГ ОБСЕ вообще не предусматривает определения статуса Карабаха в ближайшей перспективе.
Но в случае признания независимости Косово этот факт безусловно поднимет настроение во всех других самопровозглашенных территориях, республиках на постсоветском пространстве.
Однако не стоит забывать, что косовская независимость не станет прямым алгоритмом действия для сепаратистских территорий в СНГ. Само Косово даже при благоприятном для Приштины решении Совбеза ООН не сможет в одну ночь стать полноценным государством только от самого названия на бумаге. И если Косово и Сербия в принципе смогут свыкнуться со своими бедами и поражениями уже внутри ЕС, то для Карабаха, Армении и Азербайджана такой путь в некое общее пространство в ближайшие десятилетия не предвидится.
Для установления подлинного мира между Азербайджаном и Арменией необходимо не волюнтаристское, а компромиссное решение. Поэтому в случае с Карабахом после возвращения оккупированных районов вокруг и демилитаризации всего региона речь должна идти о создании зоны свободного общения армян и азербайджанцев, возможно, с элементами свободной экономической зоны. Своеобразная расширенная нейтральная полоса, свободная для перемещения граждан и капиталов, мост между двумя сторонами под контролем международного сообщества. К такому решению необходимо стремиться, потому как любые варианты инкорпорации Карабаха в Азербайджан породят новые проблемы. Перспектива различных вариантов федерализма или широкой автономии (отдельного договора Баку и Степанакерта/Ханкеди в составе Азербайджана) весьма проблематична – это будет мина замедленного действия в унитарном строении Азербайджана.
Реалии таковы, что и для Баку, и для Еревана каждое новое движение к урегулированию чревато кризисами, которых они совершенно не ждут и не готовы к ним. Известно, как карабахская проблематика используется оппозицией против правящих режимов в обеих странах. Кроме внутреннего измерения проблемы существует и внешнеполитическое: «план мира», предлагаемый посредниками, требует изменения сложившейся стабильности противостояния. Нынешняя ситуация более ясна и определенна.
Для компромисса придется сдавать ряд позиций, менять политику, что чревато нестабильностью. Армения не проявляет заинтересованности в серьезной перемене ситуации, даже несмотря на блокаду и отсутствие широкого доступа к сырью. Возможно, ситуацию пересмотрит Тер-Петросян, если придет снова к власти, его предвыборное обещание – сдвинуть конфликт с мертвой точки.
Для Азербайджана текущая стабильность кризиса также привычна. Изменение ситуации по сценарию МГ ОБСЕ потребует внесения серьезных корректив во внешнюю политику и риторику. Между тем в Баку свыклись с использованием военного фактора. Его дипломатия подкреплена бряцанием оружия. Сложно отказаться от силовой риторики, создающей ощущение решимости и силы. Но как раз с таких позиций легко сорваться в реальную напряженность и разогреть отдельные вспышки до нового полномасштабного военного конфликта. Этого будут стараться избегать.
Таким образом, подводя итог: стратегия участников конфликта в ближайшей перспективе не поменяется. Нового в этом конфликте не придумать. А сопредседателям Минской группы остается призывать Баку и Ереван в промежутках до начала предвыборных кампаний 2008 года в обеих странах «поскорее утвердить этот план к реализации». ОБСЕ остаются благие намерения…
 
От редакции:
Мир чутко реагирует на возможные последствия того или иного варианта разрешения косовской ситуации, рожденной не только противостоянием сербов и косоваров, но и демагогическим толкованием общепризнанных принципов международного права. Громкие дискуссии, что важнее – права человека или территориальная целостность государств, – несмотря на всю свою искусственность, дают жизнь все новым аргументам в пользу сепаратистских решений, которые преподносятся в качестве особого прецедента. Напомним читателям, что прецедент – это решение, принятое в определенных обстоятельствах и служащее примером решения подобного рода проблем.