Январь 19th, 2008 | 12:00 дп

Инфляция по-министерски

  • Паша ВЕЛИЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Все беды в государстве, утверждают люди знающие, случаются от излишнего оптимизма власти. На днях исполнился год со дня либерализации миграционного законодательства в России. И без малого столько же действуют новые нормы, которые сами мигранты справедливо назвали запретом на профессию рыночного продавца. Как и предупреждали эксперты «Азербайджанского Конгресса», насильственная «русификация» частной торговли стала одной из причин резкого подорожания продуктовой корзины рядовых россиян.

Судя по комплексу мер, выдвинутых на днях российским Минэкономразвития и торговли, остановить рост цен могут только решительные административные меры. Те самые, которые в народе называются «закручиванием гаек». А значит, «крайними» снова могут стать приезжие продавцы овощей и фруктов.
Главной темой разговоров в России снова стала инфляция. Иначе и быть не может: накануне президентских выборов деньги в кошельках россиян тают намного быстрее, чем рассчитывали ведущие экономисты правительства. Люди жалуются на стремительное и значительное повышение стоимости уже практически всех групп товаров. Но самое главное – растет стоимость привычного набора продуктов. Если верить официальным сводкам, для 60% россиян цены выросли больше официального показателя, который ожидается на уровне 12%. Причем глава российского Министерства экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина заявила, что «если в среднем цены вырастут на 12%, то по продовольственным товарам – примерно на 16%». Во всем виноваты поставщики продовольствия, заявляют чиновники. А еще – те, кто им торгует.
Ответственных за подорожание, как водится, назначили заранее. Как утверждают сторонники жестких мер, на сегодняшний день основной заработок на торговле продуктами сельского хозяйства, конечно, имеют сетевые магазины и рынки. Потому что, если, допустим, вспомнить пресловутый птичий грипп, то, например, в 2006 году оптовая цена на курицу упала на 40%, а в магазинах – всего лишь на 5. Вот эти 35%, которые колхозники отдали торговым сетям, они забрали себе, и до населения это не дошло. Та же картина, как уверяют эксперты правительства, наблюдается на продуктовых рынках страны. А значит, пора вводить новые законы.
Некоторые из готовящихся законопроектов уже известны. И все они вызывают массу вопросов. К примеру, достаточно сомнительно выглядит разработанная МЭРТом программа антиинфляционных действий. Проблема в том, что подавляющее их большинство никак не смогут сдержать инфляцию. К примеру, предложенная фискальная и денежно-кредитная политика фактически не содержит никаких конкретных мер, только обещание их разработать, а заодно уточнить прогнозы инфляции на 2008-2011 годы. Третий раздел мер содержит ставший уже знаменитым Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», предложения о развитии сельскохозяйственных рынков и ярмарок, а также намерение развивать сеть снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
К сожалению, главная цель, обозначенная в предложениях Набиуллиной, выглядит довольно устрашающе: предлагается отслеживать, как выполняется соглашение между властями и бизнесом о заморозке цен на отдельные виды продуктов, а также усилить роль отраслевых объединений производителей в развитии конкурентной среды на рынках сельскохозяйственной продукции. При этом приоритет в торговле, естественно, должен отдаваться местным производителям. А значит, по рынкам страны вновь зашагают патрули, вычисляющие с первого взгляда национальность тех, кто стоит за прилавком.
По словам аналитиков, успевших изучить предложения ведомства Набиуллиной, их не покидает стойкое чувство дежа-вю: нечто похожее они уже читали год назад, когда российское правительство выпустило постановление, запрещающее иностранцам работать продавцами в сфере розничной торговли. Тогда, ранней весной 2007-го, чиновники искренне предполагали, что эти меры помогут «защитить коренное население страны». Результат разочаровал не только авторов законопроекта. С января 2007 года доля мигрантов на оптово-розничных рынках уже была сокращена до 40 процентов. Российские фермеры, которые должны были занять их места, предпочли остаться в стороне. В результате в крупном выигрыше оказались региональные перекупщики. Именно они, по данным экспертов, и взвинтили цены на продукты питания. Причем цены росли даже там, куда посредники добраться не смогли: для привлечения россиян владельцы торговых точек были вынуждены повысить размер зарплат, а это немедленно отразилось на уровне прибыли.
Сколько раз правительство будет наступать на одни и те же грабли, не знает, наверное, даже премьер-министр. К сожалению, нынешняя попытка «закрутить гайки» может оказаться последней. Негативные последствия очередного прессинга иностранных торговцев, начатого на фоне растущей инфляции, может серьезно подорвать не только экономическую, но и политическую стабильность государства. К тому же в среде чиновников растет понимание острой необходимости перемен в иммиграционном законодательстве. В том числе, как это ни парадоксально, для скорого обуздания роста цен. Поток мигрантов, приезжающих на заработки в Россию, растет с каждым годом. Мигранты живут и работают в России, избавив власти от нужды решать проблему с рабочей силой. А вывозя из страны заработанное, они уменьшают денежную массу, вращающуюся на внутреннем рынке, тем самым помогая российскому государству бороться с инфляцией.
 
 
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
 
«Цены будут расти в следующем году так же быстро, если еще не быстрее – двузначный показатель инфляции очевиден», – полагает экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева.
«Мне эти меры не показались радикальными, они просто обозначают тот факт, что министерство будет следить за инфляцией, это скорее программа сдерживания роста цен перед выборами, но не программа радикального контроля за инфляцией», – считает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова.
«Ничего нового в этих мерах нет, но я с большим сочувствием отношусь к МЭРТу, поскольку в данной ситуации очень тяжело что-либо изменить, ничего кардинально не меняя», – соглашается экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева.
 «Вообще из этого документа не видно, что конкретно люди собираются делать», – говорит главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков.
 
Мэр Москвы Юрий ЛУЖКОВ:
– В 2008 году ситуация в стране благоприятная, политическая перспектива достаточно основательно прояснилась, в экономическом плане на государственном уровне финансовая политика вполне приличная, решение вопросов реального сектора экономики очевидно. Но даже в условиях стабильности у нас находятся желающие говорить о том, что до 2 марта все будет нормально, но после – в апреле, мае – грядет обвал цен. Я заявляю, что в Москве мы не допустим необоснованного изменения цен. При этом мы будем работать в условиях рынка и никакого ограничения государственного регулирования, кроме работы с антимонопольной службой, не будет. Мы не допустим снижения уровня жизни москвичей, особенно это касается пенсионеров, инвалидов и малообеспеченных категорий. В случае необходимости город сможет принять адекватный комплекс мер.
 
Член Совета Федерации Сергей ЛИСОВСКИЙ:
– Мне кажется странным, что правительство у нас так вдруг удивилось, когда рост цен наконец произошел. Потому что все составляющие компоненты себестоимости продуктов питания в России росли и растут уже несколько лет. Для того чтобы цены остановить, государству надо регулировать цены естественных и неестественных российских монополий. Это первое. И второе: надо понять, что на сегодняшний день будет дефицит продовольствия во всем мире, и государству, как и любой другой стране, надо субсидировать сельское производство, для того чтобы цены были нормальными.