Январь 19th, 2008 | 12:00 дп

Поставки масла в огонь

  • Павел ВОЛОШИН
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Новогодние праздники всегда настраивают на благодушный лад. Вот только испортить его могут первые же выпуски новостных телепрограмм. Взять, к примеру, недавнюю речь премьер-министра Армении Сержа Саркисяна. Если верить прессе, ее в полной мере можно назвать знаковой: позиция российского военпрома делает последнюю поездку ереванского гостя еще одним шагом к эскалации конфликта в Нагорном Карабахе.

Российская «оборонка» с полным на то основанием гордится своими недавними успехами. В самом деле, остановившись в шаге от неминуемого развала, «промышленность класса «А» в кратчайшие сроки восстановила свой научно-технический потенциал, выдав сразу несколько перспективнейших разработок. Если верить ведомственным изданиям предприятий ВПК, «…продолжается рост объемов производства предприятий ОПК прежде всего за счет экспортных поставок…». На самом деле, оборонная отрасль российской промышленности сегодня работает на экспорт. Причем основными рынками сбыта становятся места затяжных локальных конфликтов. А покупателями все чаще выступают страны-агрессоры. Такие, к примеру, как Армения.
Влияние российских поставок оружия на развитие карабахского конфликта трудно переоценить. По утверждению бывшего министра по сотрудничеству со странами СНГ Амана Тулеева, первые же поставки российской военной техники Еревану на общую сумму в 271 млрд рублей (или более 1 млрд долларов) якобы не были согласованы с правительством России и осуществлялись без соответствующих решений главы кабинета министров. К сожалению, роль «оружейного» фактора со временем только возросла. Причем, судя по недавнему заявлению премьера Армении Саркисяна, международное право и существующие договоренности этому не помешают. «Я буду рад, – сказал глава армянского оборонного ведомства перед своим последним визитом в Москву, – если Россия решит модернизировать вооружение своей военной базы и пополнит ее самым современным оружием». По его словам, он будет «вдвойне рад, если Россия примет решение предоставить вооруженным силам Армении это сверхсовременное оружие, частично или полностью». При этом министр подчеркнул, что данный вопрос касается только «Армении и России» и в Ереване не обязаны «спрашивать разрешения у кого-либо».
Что ж, позицию официального Еревана понять можно. Нужно только помнить, что «сверхсовременное оружие», о котором с таким восторгом говорил Серж Саркисян, угрожает не только Азербайджану. Речь идет в первую очередь о новейших зенитных установках. Здесь определяющее значение имеет тот факт, что вся бронетехника и тяжелая артиллерия в Армении подпадают под Договор об ограничении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ). А значит, квоты и места ее дислокации строго регламентированы. Зато по иному оружию каких-либо ограничительных договоров не существует, и поэтому их количество зависит только от финансовых возможностей страны. Или – размера государственного кредита страны-продавца.
Конечно, ракеты у Армении уже есть, хоть и опосредованно: российские комплексы С-300 сегодня размещены на самой армяно-турецкой границе. Скоро они могут перейти в собственность Еревана. А дальше новейшее оружие с легкостью станет предметом торговли с государствами, причисляемыми мировым сообществом к категории изгоев. К примеру, зенитные установки может получить союзник Армении, фундаменталистский Иран. И если вспомнить, что Россия и Иран подписали контракт о поставке зенитных ракетных комплексов «Тор-М1», то можно понять, какую угрозу миру может представлять эта страна, защищенная непробиваемым ракетным щитом.
Понятно, что остановить новую волну поставок вооружений в зону карабахского конфликта можно только дипломатическими методами. Но политика, построенная на законе, не может существовать в атмосфере замалчивания. Избежать нагромождения новых проблем поможет признание прежних ошибок. Как утверждает известный военный эксперт Анатолий Цыганок, в качестве первого шага следовало бы на высшем уровне поднять вопрос принципиальной оценки фактов негласной российской военной помощи, к которой оказались причастны высшие должностные лица государства и генералы российского Генштаба. А вторым шагом могла бы стать демилитаризация всей зоны конфликта. Тогда, может быть, у министра Саркисяна вовсе отпадет необходимость длительных поездок в далекую Москву…