Январь 20th, 2008 | 12:00 дп

Ключи от мира

  • Али АББАСОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Государства, некогда образовавшие СССР, по-разному встречали свою независимость. Так, Азербайджан, Грузия, Молдова еще до начала переходного периода столкнулись с вызовами сепаратизма. Именно из-за конфликтов процессы глобализации в этих странах развернулись раньше, чем в других постсоветских государствах. Причем Азербайджан в силу дополнительного «бремени» – нефти – едва ли не первым принял на себя волны глобализации.

Ключи от замка мирного разрешения конфликтов, некогда находившиеся в руках Москвы, сегодня разбросаны чуть ли не по всему миру. Южный Кавказ (ЮК) наглядно демонстрирует этот неутешительный вывод.
 
Восточный вектор интеграции
 
Для России ЮК – это «мост» по оси Север–Юг, ворота на Восток, в Среднюю и Центральную Азию, на Ближний Восток. С позиции США это иной стратегический объект: выход на Иран, новый источник энергоносителей, регион коммуникаций. Для Европы – последний географический форпост расширения, который путем объединения усилий с Турцией может стать форпостом политическим. Соответственно, интеграционные механизмы для ЮК имеют три направленности: путь в Евросоюз, локальная интеграция под зонтиком США и, наконец, менее вероятная интеграция, определяемая привязанностью региона к России.
Возможность «возвращения» стран ЮК под зонтик Москвы сегодня определяется не столько кавказской политикой, сколько развитием Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), к которой приковано внимание как западных стран – из-за роста конкуренции, так и восточных – из-за стремления примкнуть к новому союзу, или же вести более сбалансированную политику в мире, вновь становящемся многополярным. Даже без Индии, Монголии, Пакистана, Ирана, этих совсем не маленьких «стран-наблюдателей», ШОС объединяет около 1,5 млрд человек. А с подписанием в Санкт-Петербурге Хартии Шанхайской организации сотрудничества геополитическое объединение приобрело международно-правовой статус структуры, берущей на себя поддержание безопасности и стабильности в азиатском регионе.
 
Участники чужого конфликта
 
Проблема ЮК в том, что сразу несколько крупных стран и сверхдержава США имеют в регионе свои «стратегические» интересы, запутанные в сложный клубок противоречий. Ясно, что полномасштабная реализация чьих-либо амбиций возможна лишь при условии вхождения трех стран в единое геополитическое пространство.
Россия, имеющая своего сопредседателя в Минской группе, в 1996–1998 гг. безвозмездно передала Армении тяжелое вооружение на сумму 1 млрд долларов США, а после вывода своих войск из Грузии стала наращивать военное присутствие в Армении. Именно на этом фоне прозвучали недавние заявления некоторых депутатов Госдумы о том, что в случае начала войны Россия окажет военную и иную помощь Армении. Что уже говорить о призывах оккупировать Грузию, используя опыт вторжения США в Ирак!
В конфликтах ЮК участвуют Турция и Иран. Турция как член НАТО и главный региональный союзник США объективно участвует в конкуренции между Россией и Западом за влияние на ЮК. Иран последовательно выступает против решимости США проникнуть в регионы ЮК и Центральной Азии (ЦА). Затягивание решения вопроса о статусе Каспийского моря также способствует попыткам Тегерана вытеснить противника из региона. Жесткость позиции Ирана по отношению к Азербайджану объяснима и фактором проживания в стране значительного числа азербайджанцев (по разным оценкам, до 30% населения), которые спорадически побуждаются со стороны к сепаратизму.
Армения пережила несколько попыток выйти из-под влияния России или хотя бы его уравновешивания с влиянием Запада (США). Даже осторожные шаги в этом направлении вызывают болезненную реакцию, моментально дестабилизирующую политическую ситуацию в стране. Вспомним расстрел в парламенте Армении.
 
Отсроченное решение
 
За последние годы Запад активно выдвигал тезис развертывания экономического сотрудничества находящихся в конфликте Армении и Азербайджана до политического решения проблемы. Такие предложения постоянно отвергаются Азербайджаном, считающим невозможным какое-либо сотрудничество до освобождения оккупированных Арменией территорий.
Сегодня на ЮК сложилась переломная ситуация, связанная не столько с выборами президента Грузии, сколько с возможным скорым вступлением этой страны в НАТО, что способно полностью изменить ситуацию на ЮК и существенно повлиять на темпы разрешения конфликтов. Грузия и Азербайджан являются стратегическими партнерами, пытаясь совместно изменить ситуацию в регионе – например, путем активизации деятельности ГУАМ. В декабре 2007-го ГУАМ внесла в ООН проект резолюции Генеральной Ассамблеи о замороженных конфликтах, призывая нации мира подтвердить территориальную целостность стран, подверженных сепаратизму, и предлагает включить в повестку 63-й сессии пункт, озаглавленный «Затянувшиеся конфликты на пространстве ГУАМ и их последствия для международного мира, безопасности и развития». Гарантом такого моратория могли бы стать сверхдержавы. А Грузия, опираясь на собственный опыт сдерживания сепаратистов в Абхазии, Южной Осетии и латентных противоречий в армянонаселенной Джавахети, смогла бы взять на себя посредническую миссию между двумя республиками ЮК. И это бы стало первым реальным шагом вывода проблемы решения карабахского конфликта на новый, теперь уже глобальный уровень, где позиция участников переговоров не зависит от личных антипатий и груза мелочных противоречий.