Январь 20th, 2008 | 12:00 дп

Не заполняйте души суррогатом

  • Людмила ХОХЛОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Ректор Национальной консерватории Сиявуш Керими вернулся из турне по Америке, где со своими коллегами дал множество концертов, знакомя далекую заокеанскую публику с шедеврами азербайджанской музыки

– Сиявуш муаллим, во время этих гастролей в Америку какую именно азербайджанскую музыку вы представляли? Мугамы, например?
– Давайте обо всем по порядку. Наша поездка была организована Государственным департаментом США, один из отделов которого занимается специальной программой, ежегодно организуя международный конкурс, посвященный различным отраслям науки и культуры. На этот раз – впервые! – это масштабное мероприятие посвятили музыке. Мы получили официальное приглашение от посольства США в Азербайджане, и преподаватели консерватории: Эльчин Гашимов, Эльнур Ахмедов, студенты Тайяр Байрамов, Бейимханым Мирзоева и два исполнителя мейханы отправились в путь. Этот проект назывался «Жанровая разновидность музыки США», а желание познакомить с мейханой Новый Свет исходило от американского посольства.
– Думаю, не ошибусь, предположив, что вы посещали там разные культурные музыкальные центры…
– В Вашингтоне мы встретились с представителями Госдепартамента, которые подробно разъяснили маршрут нашего турне, рассказали о структуре американской государственности… Затем была ознакомительная экскурсия по Вашингтону. Самое яркое впечатление от пребывания в Вашингтоне на меня оказала библиотека Конгресса США, занимающая территорию небольшого города. Там собрано все, что касается музыки. Видели нотный стан на 4 линиях, оригиналы рукописей Бетховена, Моцарта, Мендельсона. В центре библиотеки, в отделе Азии и Африки, – издания Низами, исследования азербайджанских народных песен, книги о ходжалинской трагедии. Я физически ощутил неподдельную любовь, которую испытывают к азербайджанскому искусству и Азербайджану вообще сотрудники этого отдела: турок и иранец по происхождению.
Надо сказать, в библиотеке хранится огромное количество музыкальных записей многих народов мира, вплоть до далеких африканских племен. А вот азербайджанской музыки там, увы, не оказалось. Мы, насколько возможно, восполняли этот пробел и серией концертов, и журналами «Мугам», издаваемыми Фондом Гейдара Алиева, в которых к глубоким, великолепно иллюстрированным статьям прилагается и музыкальный компакт-диск. Дарили эти журналы везде, где бывали.
Первый концерт мы дали в Вашингтоне, затем – Вест-Вирджинии, Пристоне, Блюфелде. После Вирджинии улетели в Сиэтл. Затем наш маршрут проследовал в штат Нью-Мехико, в знаменитый город музыкантов Санта-Фе. Этот город, пронизанный буйством экзотики, является магнитом для тысяч и тысяч туристов не только из-за множества художественных галерей, но и по причине возможности непосредственного общения с жизнью индейцев, которые живут в резервации и, как могут, сохраняют свои обычаи, традиции, культуру.
В Санта-Фе мы дали сольный концерт и отбыли в Нью-Орлеан, на родину джаза, где жил и творил великий Луи Армстронг.
Собственно, на этом наше турне закончилось. В общей сложности наш визит длился 23 дня. Не считая перелетов с континента на континент, в самих Соединенных Штатах мы совершили 12 перелетов. Для человека искусства такие контакты, взаимодействие столь разных и столь похожих музыкальных миров бесценны.
– А разность – в чем?
– Во многом. Самая разительная – в отношении к прошлому. Мы очень небрежно, более того, безалаберно относимся к сокровищнице, оставленной нам предками. Поэтому нашу музыку воруют, а потом продают по всему миру уже как свою. А чтобы избежать подобных инцидентов, мы должны активно пропагандировать наше искусство, и не только музыкальное.
Любая сфера художественного творчества должна иметь коммерческую поддержку. Тогда можно сохранить и успешно развивать творческий потенциал нашей страны.
Это не просто слова. Вспомним историю искусств, причем любого рода, любого жанра: драматургию, балет, вокал… Сколько имен, сколько талантов, сколько величайших произведений так и не состоялось бы без меценатской поддержки!
Пропаганда национальной музыки – в этом я вижу свою первоочередную задачу и как музыканта, и как ректора.
– Сиявуш муаллим, как вы оцениваете состояние нашей сегодняшней эстрады?
– Отвратительно! Я не ретроград, скорее, наоборот, либерал и демократ, но введение жесточайшей цензуры в музыкальных редакциях на телевидении и радио считаю необходимым. Звуки, музыку мы воспринимаем не нашим слуховым аппаратом, вернее, не только им. Музыка через кожу впитывается в кровь, плоть, наполняет душу человека. От того, какую музыку мы слышим, таким и будем воспринимать мир, так будем думать, чувствовать, жить… И недопустимо, просто преступно заполнять души наших сограждан этим суррогатом.
Суррогат этот, понятно, временное явление: мы просто перешли из одной системы, когда многое было нельзя, в другую, когда все можно. Сбиты многие ориентиры, и вся эта муть должна отстояться. Однако именно здесь время не ждет и надо принимать меры или, если хотите, контрмеpы и вместо дешевых клипов показывать хорошую эстраду, хорошую классику… Иначе потери могут оказаться невосполнимыми.