Январь 20th, 2008 | 12:00 дп

Станционный смотрящий

  • Павел ТАЙКОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

«Армянские железные дороги» попали под покровительство и управление РЖД. Эту новость трудно назвать сугубо экономической: выиграв международный тендер на право концессионного управления ЗАО «Армянские железные дороги», российский монополист объявил о начале прорыва закономерной транспортной изоляции Армении.

Победа далась россиянам легко. РЖД была единственной участницей тендера, поскольку представившая документы для участия в тендере индийская компания RITES в дальнейшем заявила о своем выходе. Стоимость основной транспортной системы независимого государства была невелика: за 15,6 млн. долларов в Москве можно купить разве что скромный особняк. Правда, помимо концессионной платы в госбюджет Армении российская компания по условиям тендера обязуется также ежегодно выплачивать 2% с выручки, полученной от железнодорожных перевозок.
Радость руководства Российских железных дорог разделяют не все. Да и в победных рапортах РЖД явственно слышатся нотки недоумения. Аналитиков можно понять: с точки зрения экономиста, говорить о прибыльности такого проекта просто не приходится. Зато геополитическое и военное значение перехода железнодорожной сети Армении в исключительное управление РЖД переоценить трудно. Сам факт передачи России в исключительное управление железнодорожной сети Армении делает эту страну фактическим протекторатом бывшей сверхдержавы. По сути, Россия отныне имеет легальный рычаг для влияния на политические элиты всех стран региона, получив право отстаивать интересы крупнейшей государственной компании. Там, где будут бессильны дипломаты, в дело пойдут поднаторевшие в переговорах бизнесмены. А первые направления их работы озвучены уже сегодня. В обмен на потерю части суверенитета Армения получает выход из тупика, в который она попала благодаря «дальновидности собственных политиков». Причем платить за это будет все та же Россия.
А счет здесь идет на сотни миллионов. Российская компания намечает инвестировать в железнодорожную инфраструктуру Армении более полумиллиарда долларов, из коих только в первые пять лет планируется освоить 194 миллионов. А если в соответствии с планом с 2009 года будет разблокировано железнодорожное сообщение между Арменией и Турцией, РЖД готова вложить в развитие железной дороги Армении 603 млн долларов. А это уже геополитика, причем довольно сомнительная…