Январь 20th, 2008 | 12:00 дп

Во поле «Икея» стояла…

  • Павел ВЕЛИЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Западные товары любят даже завзятые патриоты. Долгие годы, проведенные в обуви фабрики «Скороход», костюмах «Большевички» и в окружении мебели местного производства, сделали наших сограждан чрезвычайно восприимчивыми ко всякого рода импорту. Духи, как учили нас самозваные эксперты, должны быть французскими, машина – немецкой, электроника – японской. А мебельный магазин – сетевым, европейского происхождения.

Сегодня эта формула может вызвать только печальную улыбку. Хваленые бренды сдались под напором суровой российской действительности: «БМВ» теперь собирают в Калининграде, «Шанель» разливают на фабрике «Красная заря», а шведский гипермаркет «Икея» до боли напоминает типичный областной универсам.
…То, что поход в «Икею» не задался, было понятно с самого начала. Холодная остановка кипела праведным народным гневом, а желтые фирменные автобусы гипермаркета равнодушно проносились мимо, обдавая потенциальных покупателей клубами дизельного перегара. Ясность внесли случайные прохожие: оказывается, магазинные власти перенесли остановку на два квартала от станции метро, предупредив об этом только своих водителей. А в самом магазине посетителей встречали загаженные туалеты, хмурые азиатские гастарбайтеры в фирменных комбинезонах обслуги и неработающий гардероб.
Для человека среднего достатка шведский мебельный универмаг был настоящим окном в Европу. Конечно, «мебеля» от «Икеи» трудно назвать престижными. Это – как одежда из «секонд хэнда»: сидит красиво, а признаться стыдно. Да и качество у здешних стеллажей и торшеров, мягко говоря, хлипкенькое. Зато достаточно велик выбор, чтобы каждый смог найти себе стул по душе. Но самой главной приманкой в шведском супермаркете было отношение к покупателям. Клиента здесь любили от всей души, стараясь при каждом удобном случае проявить эти нежные чувства. Вежливые консультанты с улыбкой меняли поломанный покупателями товар, бесплатные карандаши для заметок навсегда оседали в карманах экономных посетителей, а стерильность туалетов вызывала приступы зависти у столичных домохозяек. Да и на товар мало кто жаловался. Конечно, иногда в потоке качественных вещей попадалась откровенная халтура с этикеткой «Сделано во Вьетнаме». Зато цена «оригинальных изделий шведских дизайнеров» с лихвой искупала необходимость их домашней доработки. Мирок «Икеи» был уютен и прочен, как маленькая шведская крепость. Наверное, потому он и смог так долго выдерживать напор российских реалий.
А рухнуло все в одночасье. Вначале сдались туалеты, полностью адаптировавшись к специфике средней полосы нашей необъятной Родины. Оказывается, новый штат уборщиков, полностью укомплектованный уроженцами далекой Киргизии, имел свои представления о необходимой чистоте отхожих мест. Затем поступился принципами здешний ресторан. Слетелись, учуяв запах дешевого пива, химкинские пьяницы. Покрылись пятнами некогда сияющие столики. А вслед за общепитом обрусел гардероб, забастовавший в разгар праздничного наплыва покупателей…
Скажу прямо – я не против «Икеи». Есть у них замечательные штуки. Аксессуары, например. Но теперь, прежде чем ехать за всем этим в знаменитый мебельный универсам, лишний раз подумаю. Русификация, если вспомнить историю с подкованной блохой Левши, редко шла на пользу западным новинкам. Вот и шведская «Икея» силами менеджеров из ближнего Подмосковья стала похожей на собственную карикатуру. А я, как и большинство россиян, люблю импортные вещи…