Январь 27th, 2008 | 12:00 дп

Зачем азербайджанцам диаспорная организация?

  • Ибрагим МЕЛИКОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Что такое диаспора для среднестатистического азербайджанца? Какую роль играют в его жизни диаспорные организации и играют ли вообще? Ведь многие соотечественники вообще не участвуют, даже не интересуются жизнью нашей диаспоры. Когда вдумываешься в эти вопросы, возникает множество новых. Например, что люди ждут от диаспорных организаций, какие потребности соотечественников они призваны удовлетворять.

Ведь речь идет о культурном, языковом, религиозном, просто дружеском общении. А еще есть естественная потребность людей в национальном общении, в солидарности. Как отвечают на эти потребности наши организации, удовлетворяют ли они наших соотечественников? Вынося эти вопросы на обсуждение, редакция «АК» рассчитывает, уважаемые читатели, на ваше участие в дальнейшей дискуссии. Ваши суждения, критические замечания, предложения и советы помогут улучшению деятельности Всероссийского Азербайджанского Конгресса, его территориальных отделений, повышению нашего с вами авторитета в российском обществе.
В своем интервью «Модных много – стиля нет» («АК» № 2, 2008 г.) г-н Сардаров, критически относясь к диаспорным организациям азербайджанцев в России, говорит об отсутствии помощи конкретным людям со стороны этих организаций. Главный упрек Сардарова диаспоральным организациям состоит в том, что они существуют на корыстной основе. Получается, если отдельный человек не получает личную пользу от организации, то они просто не нужны.
Однако на самом деле вопрос не в корысти и не в помощи. Сегодня ситуация такова, что на помощь со стороны диаспорных организаций рассчитывать достаточно сложно. Пока они сами нуждаются в серьезной помощи. Смысл диаспорной организации заключается прежде всего в том, что она создает основу для общения, контактов и взаимодействия азербайджанцев между собой. Диаспоральная организация необходима для укрепления национальной солидарности, чувство которой, чего греха таить, у некоторых слабо развито. Но времена меняются. История поставила народы, в том числе и азербайджанский, в иные условия. Появились острые вопросы о путях дальнейшего развития азербайджанского сообщества, о его будущем. Обретена национальная государственность, появилась острая карабахская проблема, от решения которой зависит очень многое. В этих условиях солидарность – не просто благое пожелание, а требование самой жизни, поскольку все проблемы, которые возникли у народа, – это по сути проблемы, порожденные разобщенностью. Без соответствующей консолидации нам не решить тех задач, которые встают со всей своей остротой. В первую очередь предстоит решать сложнейшую проблему формирования положительного образа азербайджанцев в России, в мире. Есть такие моменты в жизни, и их в последнее время стало немало, когда на тебя смотрят исключительно как на представителя нации, не обращая внимания на то, что ты сам из себя представляешь. Можно сказать, что от того, насколько азербайджанцы России будут лучше понимать и поддерживать друг друга, солидарно действовать, будет зависеть образ и авторитет самих азербайджанцев в России.
Не менее острая проблема для азербайджанцев – это и ксенофобские настроения в современном российском обществе. Разобщенность в этом вопросе – это путь к очевидной пропасти. Только совместные усилия могут привести к определенным успехам на этом пути.
Высший смысл диаспоральной организации лично я вижу в установлении коммуникации между представителями одного этноса на всех уровнях: от простого обмена информацией до духовного общения. А коммуникация и есть то, что преодолевает критикуемую эгоистическую корысть. Само общение здесь ставится выше выгоды, поскольку, как говорил крупнейший немецкий философ ХХ века К.Ясперс, формулой коммуникации выступает «контакт вместо контракта». Общение человека с себе подобными – это и есть основа человеческого бытия, которое всегда есть «бытие с другими». Отсюда и следует вся значимость диаспоральной организации.