Январь 31st, 2008 | 12:00 дп

Композитор на все времена

  • Александр СЕМЕНОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Приближается 90-летний юбилей гениального азербайджанского композитора Кара Караева, который внес огромный вклад как в развитие мирового музыкального искусства, так и в дело популяризации профессиональной азербайджанской музыки в мире.

Десять лет назад в газете «Бакинский рабочий» была опубликована моя статья, посвященная 80-летию К.Караева, под заголовком «Композитор, заглянувший в XXI век». И сегодня, когда на календаре уже третье тысячелетие, сознаю, что названием той статьи сузил значимость вклада К.Караева в мировое музыкальное наследие, поскольку уверен, что он «не заглянул в XXI век», а, опередив современников, решительно вошел в него, более того, стал композитором на все времена, чьи произведения будут востребованы и понятны будущим поколениям почитателей его творчества.
У каждого человека, любящего и понимающего музыку, есть «свой» Караев. Кому-то больше нравятся его балетные творения «Семь красавиц» и «Тропою грома», кому-то – киномузыка, прежде всего к фильмам «Дон Кихот» и «Гойя», кому-то – камерные произведения или симфонические полотна.
В моей жизни творчество этого композитора занимает особое место, и я остаюсь верным его поклонником уже около 40 лет. В далеком 1970 году, заканчивая Горьковскую (Нижегородскую) консерваторию дипломной работой на тему: «Факторы формообразования в Третьей симфонии для камерного оркестра К.Караева», я уже находился под большим впечатлением от произведений этого Мастера, став затем многолетним участником так называемого «круга Караева».
К.Караев впитал в своем творчестве опыт западноевропейской и национальной музыкальных школ. Безусловно, что на начальном этапе формирования этого сплава большую роль сыграло общение с его великим учителем Д.Шостаковичем, который сказал о своем ученике такие слова: «Караев всемерно расширяет свою палитру за счет смелых, порой даже дерзких попыток как можно разнообразнее и интереснее, органичнее сочетать «традиционность» и творческую самостоятельность».
Творчество композитора при всей его национальной самобытности в нынешних условиях глобализации носит «планетарный размах». Его имя сегодня стоит в ряду таких музыкальных гигантов, как Д.Шостакович, С.Прокофьев. При этом К.Караев внес огромный вклад в формирование композиторской и исполнительской школ Азербайджана. Можно с уверенностью сказать, что после основателя классической азербайджанской музыки, Узеира Гаджибекова, К.Караев – крупнейшая фигура в истории национальной музыкальной культуры, получившая широкое международное признание.
К.Караев – яркий музыковед-мыслитель, философ, педагог, воспитавший плеяду видных композиторов, среди которых – сын композитора Ф.Караев, а также Х.Мирзазаде, Ф.Ализаде, А.Ализаде и другие.
Имя гениального композитора, педагога, общественного деятеля окружено в Азербайджане почитанием и любовью. Свидетельством тому – решение президента Азербайджанской Республики И.Алиева широко отметить в Азербайджане 90-летний юбилей Кара Абульфаз оглу Караева.