Январь 31st, 2008 | 12:00 дп

Восемь советов для бизнесменов

  • «АК»
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

В России многое может показаться привлекательным иностранному инвестору – быстрый рост внутреннего валового продукта, большое население и значительное увеличение покупательной способности. Но особая и порой мутная деловая среда создала России репутацию трудной страны для ведения бизнеса.

Как международные компании преодолевают трудности и пожинают плоды работы в России?
На основе интервью с руководителями 36 зарубежных компаний, работающих в России, «The Wall Street Journal» были составлены восемь советов, призванных помочь западным компаниям добиться процветания. Мы думаем, что показательный урок для американских бизнесменов может пригодиться и их азербайджанским коллегам. Итак, восемь волшебных советов.
Совет первый. Пусть ваше руководство будет авторитетным, а не авторитарным.
Русские высоко ценят сильных, небезучастных лидеров, которые обретают авторитет и доверие своей компетентностью. В России настоящие лидеры способны убеждать в правоте своего видения, добиваться великолепных результатов и делиться ответственностью и успехом с ведомыми.
Совет второй. Создать мощную организационную культуру с явными иностранными элементами.
Русские тянутся к тем культурам труда, где сотрудники уважаемы, получают возможность почувствовать себя членами команды и раскрыть свой потенциал, поскольку в традиционной российской трудовой практике эти элементы отсутствуют.
Совет третий. Шаг за шагом укрепляйте инициативность сотрудников.
Довольно сложно убедить российских работников принимать решения и проявлять инициативу, поскольку в прошлом это не приветствовалось. Укрепление инициативности должно быть постепенным процессом, который начинается с обещания не наказывать сотрудников за ошибки, допущенные без злого умысла.
Совет четвертый. Уважайте местные правила, но играйте в свою игру.
Не пытайтесь копировать бизнес-модели российских партнеров или конкурентов, потому что переиграть их в игре, идущей по их правилам, практически невозможно. Чаще всего процветают в России те западные компании, которые пользуются бизнес-моделями, доказавшими свою успешность в других странах, несколько адаптируя их к местным условиям.
Совет пятый. Неуклонно стремитесь к главным целям и будьте гибки в деталях.
Некоторые говорят, что в изменчивой российской среде планирование невозможно в принципе. Мы считаем его необходимым. Постановка долгосрочных целей и стремление к их достижению при гибком отношении к средствам, которыми они достигаются.
Совет шестой. Учитесь переживать кризисы и управлять ими.
Россия очень непредсказуема: каждый день обязательно происходит что-то неожиданное. Компании должны быть готовы не только тушить пожары, но и отмечать создаваемые ими возможности. Фирмы могут предпринять меры для снижения числа неожиданностей, приведя в действие системы раннего предупреждения – такие, как дополнительные ориентиры по долгосрочным проектам.
Совет седьмой. Осознайте, что коррупция в России вездесуща и с ней надо уметь работать.
Компании могут воспользоваться несколькими вариантами. Работу в тех сферах, где взаимодействие с коррумпированными чиновниками кажется неизбежным, можно передавать другим компаниям. Можно постараться заранее исключить элемент коррупции, предложив такую сделку, которая не нарушает этические стандарты компании. Кроме того, компании могут выжидать до последнего, вступая в проекты на поздних стадиях, или отказываться от таких сделок, которые не позволяют избежать коррупции. Русские будут испытывать коррупционную стратегию компании, поэтому твердая позиция имеет ключевое значение.
Совет восьмой. Развивайте отношения с государственными ведомствами на всех уровнях.
В России важны связи, поскольку политики и государственные ведомства продолжают оказывать влияние на бизнес. Часто самым важным оказывается влияние, а не взятки. Руководители высшего звена должны регулярно навещать правительственных чиновников, приглашать бюрократов к себе и принимать участие в местных социальных программах.