Февраль 10th, 2008 | 12:00 дп

Композитору Мирзоеву – 75

  • Галина МИКЕЛАДЗЕ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Муса Мирзоев – один из наследников первооткрывателей, определивших пути развития профессиональной музыки в Азербайджане. Он из тех, на кого Узеирбек Гаджибеков, Кара Караев, Джовдет Гаджиев и другие корифеи сделали ставку в те годы, когда определяли круг наиболее талантливых последователей, способных принять от них эстафету развития азербайджанского музыкального искусства.

Природа щедро наделила Мусу Мирзоева музыкальным даром, который стал делом жизни и получил признание в обществе.
Еще в обычной музыкальной семилетке он начал писать музыку. Закончив полный курс композиторского отделения, Муса был принят в Азгосконсерваторию, в класс Кара Караева.
Муса Мирзоев живет в мире звуков, с помощью которых может выразить и гамму личных чувств, и вселенские проблемы. Востребованность его произведений всегда была безоговорочной – на просторах бывшего Союза они исполнялись на различных концертных площадках во многих городах Южного Кавказа, далекой Сибири, Урала и столичных – Ленинграда и Москвы в исполнении прославленных оркестров. Они записывались в лучших студиях страны, в том числе и в «Золотом фонде» Всесоюзного радио…
Публика и профессионалы высоко ценили мелодичные, проникнутые национальными мотивами и философскими раздумьями произведения композитора.
Творчество Мусы Мирзоева высоко ценили не только его учителя и простые слушатели, но и композиторы старшего поколения – такие как Андрей Петров, Андрей Эшпай, Фикрет Амиров, Афрасияб Бадалбейли, Георгий Свиридов. Последнему он посвятил замечательный вокальный цикл «Персидские мотивы» на стихи Сергея Есенина, весьма высоко оценившему такой подарок.
В арсенале композитора множество произведений для симфонического и струнного оркестров, инструментальные концерты, камерные произведения, оратории, кантаты. Тонко чувствуя природу каждого инструмента, Муса Мирзоев мастерски воссоздает многообразную палитру описываемых впечатлений во всей ее наполненности национальным колоритом. Он много и увлеченно пишет для своего любимого фортепиано, подчас сам исполняя собственные виртуозные миниатюры, среди которых особенно дорога для него популярнейшая «Соната-каприччио».
Его «Юношеский альбом» из 12 разнохарактерных, достаточно трудных для исполнения пьес на азербайджанские темы, в который вошли миниатюры разных жанров, оказался настолько удачным и пользовался колоссальным успехом, что и пять раз (!) переиздавался в Москве. Сочинениям Мусы Мирзоева везло несказанно: они щедро тиражировались московским «Музгизом» и, буквально разлетаясь по миру, исполнялись многими музыкантами и оркестрами. Это послужило тому, что композитор стал одним из популярных авторов, чья музыка – мелодичная, красивая, ясная, по-восточному необычная и современная – звучала и звучит на широких просторах мира.
Владея мастерством проникновения в стилевые особенности композиторов разных школ и эпох, Муса Мирзоев оказался ко всему еще и специалистом, который умел дать новую жизнь произведениям других авторов. Так, он закончил оставшийся незавершенным балет Фикрета Амирова «Низами» и сделал его инструментовку; он же обогатил современными средствами партитуру сочиненного в конце 30-х годов Афрасиябом Бадалбейли первого национального балета «Девичья башня».
Совсем недавняя работа Мусы Мирзоева – создание симфонической концепции по фортепианному опусу нашего выдающегося пианиста, народного артиста СССР Фархада Бадалбейли «Море». Теперь пьеса на три с половиной минуты превратилась в «Концертино для фортепиано с оркестром» – расцвеченное богатством красок разных инструментов, сопровождающих фортепианное соло.
Муса Мирзоев и сегодня активно работает – пишет новые пьесы и циклы, занимается обработкой народных песен, заинтересованно передает богатые познания и творческое горение молодой смене своих учеников. И считает себя счастливым человеком, благодарным своей музе, столь щедрой к нему.