Февраль 10th, 2008 | 12:00 дп

Россия и ислам

  • Валентин ПРУССАКОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

В нашей стране проживают около 20 миллионов мусульман, а к 2020 году, по самым скромным прогнозам, их число превысит 30 миллионов. Если численность мусульманского этноса неуклонно возрастает (не только у нас, но и во всем мире), то с остальными народами, населяющими Россию, наблюдается, увы, совершенно противоположное явление.

Это означает, нравится кому-то или нет, – неизбежное усиление исламского фактора в российской жизни. Поэтому в отличие от государств Западной Европы и Америки, где мусульмане являются главным образом мигрантами, выходцами из стран Азии и Африки, российские мусульмане в своем большинстве относятся к коренному населению, ибо ислам пришел к нам еще раньше, чем христианство.
Мусульмане наравне с православными защищали Россию не только в годы Первой и Второй мировых войн, но и от набегов западных псов-рыцарей. И поэтому очень неразумно, мягко говоря, представлять ислам как нечто чужое, стороннее явление в российской жизни, подозрительно коситься на мусульман и считать их гражданами второго сорта. Тем более что выходцы из мусульманской среды входят в деловую и культурную элиту, и их немало среди деятелей государственного масштаба.
Сегодня уже никого не удивляет, что проблема исламского фактора широко обсуждается в самых разных странах, в том числе и в России. Так, весьма здравые и дельные мысли на этот счет, как представляется, высказывает политолог Мама Маммаев, который считает, что национализм – это гибельный путь для России.
– Для того чтобы оценить значимость исламского фактора для политического будущего России, а также определить вектор дальнейшего движения государства в отношении национальной политики, необходимо составить прогноз относительно предполагаемой позиции мусульманского сообщества в жизни России. В соответствии с ним произойдет внутренняя реструктуризация мусульман, большинство из которых будут жителями Кавказа. Возрастет в абсолютных и относительных показателях число выходцев с Кавказа, осевших в российских городах. Рельефнее, чем сегодня, обозначатся две противоположные тенденции: с одной стороны, дисперсия мусульман в российском обществе, с другой – их стремление сохранить свою идентичность. Отсюда возможно появление нового поколения политиков, которые будут представлять интересы различных групп исходя из этно-конфессиональной принадлежности. Но им не будут присущи сепаратистские настроения…
Конечно, Россия не станет мусульманской, но исламский фактор в жизни ее общества, в формировании ориентации различных политических групп станет более заметным. Ислам в разной степени и в разные периоды оказывал и оказывает влияние на внутри- и внешнеполитическую ситуацию в стране. Мусульманский фактор занимает весомое место при формировании современного политического курса государства. Анализ характера взаимоотношений России с мусульманским миром позволяет с достаточной степенью уверенности говорить о недопустимости для России раскручивания национализма. Путь России – это путь диалога конфессий внутри страны, путь диалога цивилизаций вовне.
Об увеличении роли мусульман в российской жизни по объективным и естественным причинам говорит и известный востоковед Вячеслав Белокриницкий:
– Известно, что с начала 1990-х годов у нас наблюдается естественная убыль населения и миграционный приток стал единственным источником роста численности россиян… При этом въезжающие в страну люди, а также будущие мигранты в основном принадлежат мусульманскому миру, являются выходцами из Восточного Закавказья и Центральной Азии. По прогнозам, на середину нынешнего столетия в случае так называемого стабилизационного режима воспроизводства, иными словами, сохранения численности на сегодняшнем уровне, число эмигрантов и их потомков в России превысит половину населения. Такие тенденции и перспективы, понятное дело, существенно увеличивают значение исламского фактора в России, заставляя ее политические и общественные круги, в том числе академическое, экспертное сообщество, задумываться о проблемах исторического выбора, стоящих перед страной. Впрочем, драматизировать такого рода выбор не следует. Умеренная миграция необходима для поступательного развития экономики. При создании благоприятных социальных условий абсорбирование иммигрантов не должно привести к трудно разрешимым проблемам. Как бы ни складывалась этно-религиозная ситуация в России, она, безусловно, останется светской, модернизирующейся страной.
Очевидно, что обстоятельства, как внутренние, так и внешние, побуждают Россию к нахождению достойного «способа сосуществования» с исламским миром. Путь к этому лежит в развитии и углублении разнообразных контактов с исламскими странами, а также в успешном решении проблем растущего мусульманского населения. Автор глубоко убежден в том, что подлинное возрождение России возможно лишь в прочном союзе с исламским миром. Только объединив с ним свои усилия, она сможет обеспечить свое будущее и стать одним из полюсов грядущего многополярного мира. Пренебрежение же исламским фактором и противопоставление себя мусульманству, чего столь жаждут заклятые «друзья» нашей страны, может привести к тому, что у России вообще не окажется никакого будущего.