Февраль 17th, 2008 | 12:00 дп

Сокровища Ростроповича

  • Ширин МАНАФОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Благородный рыцарь Алишер Усманов отбил коллекцию Ростроповича–Вишневской у конкурентов, и сейчас уникальными произведениями можно полюбоваться в залах Константиновского дворца в Санкт- Петербурге. Все, что связано с нашим земляком, бесконечно дорого бакинцам, и естествен большой интерес к этой истории. Так что представляет собой коллекция Ростроповича–Вишневской?

Эксперты отмечают, произошло событие беспрецедентное – такой цельной, качественной и в то же время такой индивидуальной коллекции русского искусства на торги еще не выставлялось. Бакинский музей отца и сына Ростроповичей лелеял надежду на распродажу отдельными лотами, но произошло еще одно очень редкое явление в истории торгов антиквариатом – коллекция продавалась целиком.
Что естественно повышает ее художественную и историческую ценность. В коллекции есть произведения Маковского, Айвазовского, Левитана, Харламова, Малявина, Нестерова, театральные эскизы Судейкина, Гончаровой, Добужинского.
Самым значительным лотом экспертами признана картина «Лики России» Бориса Григорьева. Эта работа принадлежит знаменитому циклу художника под названием «Расея» и считается лучшей картиной кисти Б.Григорьева. Она написана в 1921 году после переезда художника из Берлина в Париж, сам Б.Григорьев считал ее одной из самых важных своих работ и никогда с ней не расставался. Кроме нее на торги было выставлено еще шесть работ известного мастера, в том числе одна из самых характерных и выразительных работ «Автопортрет» и «Портрет актера Петра Бакшеева» в роли горьковского Васьки Пепла.
Еще один значительный экспонат коллекции – «Сокровище ангелов» Николая Рериха 1905 года. На полотне изображены ангелы, стерегущие драгоценный камень мироздания, заключающий в себе добро и зло. Не менее значительный лот – один из эскизов Александра Иванова к его картине «Явление Христа народу». Эскизы А.Иванова огромная редкость на аукционах, так как большинство из них находятся в музейных собраниях.
Было выставлено также 20 работ Ефима Репина, из них особенной выразительностью отличается «Портрет Чуковского», с которым художник дружил долгие годы. А также смелая, иронично-беспощадная работа 1918 года под названием «Большевик». На картине красноармеец отнимает буханку хлеба у беспризорного ребенка.
Богато представлена портретная живопись. Среди них особенно примечательна работа кисти Владимира Боровиковского «Портрет Прасковьи Бестужевой», долгое время считавшийся утерянным. Портрет ее супруга Александра Бестужева ныне хранится в Кировском музее.
Не менее интересен написанный Карлом Брюлловым в 1837 году «Портрет княгини Авроры Демидовой» – женщины редкой красоты и сложной судьбы.
Второй раздел коллекции – это декоративно-прикладное искусство. Широко представлены великоустюжские финифти XVII века, резные изделия из моржовой кости XVIII века, русское имперское стекло, изделия из бронзы и малахита.
Великолепны изделия из русского императорского фарфора, поклонницей которого является Галина Вишневская. Среди них есть и произведения редчайшие. Как, например, два подарка Екатерины II своему фавориту графу Орлову – фарфоровая табакерка с портретом графа и набор фарфоровых предметов из знаменитого Орловского сервиза из 300 предметов. А также множество фарфоровых статуэток.
Коллекцию знаменитые супруги стали собирать в Париже, сразу после вынужденного отъезда из СССР. В первую очередь приобретались произведения, напоминающие о родине и имеющие особую значимость для ценителей русского искусства.
Поэтому при всей разнохарактерности, коллекция значима втройне и как документ истории изгнания великих произведений и авторов из советской России, и как документ эпохи Ростроповича, и как завещание великого человека. Несомненно, даже фотоэкспозиция произведений из коллекции Ростроповича–Вишневской вызвала бы у бакинцев громадный интерес.