Февраль 29th, 2008 | 12:00 дп

Фиридунбек Кочарли: Просветитель и Ученый

  • Галина МИКЕЛАДЗЕ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 5,00/5 (1)
Loading ... Loading ...

Великий педагог и ученый Фиридунбек Кочарли, чьи заслуги перед Отечеством трудно переоценить, родился 145 лет назад в Нагорном Карабахе, в городе Шуша.

(Кочарлинским Фиридунбек Кочарли стал в годы учебы в Закавказской учительской семинарии в Гори: так часто в те времена «русифицировали» азербайджанские фамилии). Это были годы, когда царским правительством не приветствовалось функционирование русскоязычных, да, собственно, и просто учебных заведений для нехристиан. И потому именно Горийской семинарии выпала роль быть кузницей ставших известными и выдающимися впоследствии деятелей культуры и образования. Это были просветители, великие подвижники, бескорыстно и с великим энтузиазмом несшие в народ культуру и образование. Они ходили по селам, агитируя и уговаривая родителей наиболее способных юношей отпустить их на учебу и получить профессию, чтобы впоследствии они также работали учителями в сельских школах, уже имевшихся тогда практически во всех районах Азербайджана.
Годы учебы стали не только годами взросления и возмужания, но прежде всего временем постижения и приобщения к мировой культуре. Изучение русского и иностранных языков, знакомство с лучшими образцами мировой классической и современной литературы сформировали молодого семинариста в блестящего педагога и выдающегося литературоведа, внесшего огромный вклад в осмысление и воссоздание истории азербайджанской литературы. Вся творческая деятельность Фиридунбека отныне заключалась не только в том, что он бескорыстно и самоотверженно служил на ниве образования и просвещения – этому он посвятил всю свою жизнь, но и еще одному делу его жизни, ставшему революцией в истории литературного наследия Азербайджана, – делу создания фундаментального труда «История азербайджанской литературы». Трудно переоценить значение этой антологии азербайджанской литературы, созданной впервые за ее историю. Это стало фундаментом для формирования и развития азербайджанского профессионального литературоведения, литературной критики.
Блестящий публицист и литературный критик, выдающийся переводчик Ф.Кочарли сделал достоянием молодого поколения шедевры русской литературы Пушкина, Лермонтова, Чехова, Гоголя, Толстого… Особое, значительное место в жизни Фиридунбека занял журнал «Кяшкюль». Журнал стал идейным наследником первой азербайджанской просветительской газеты «Экинчи», издававшейся великим просветителем Гасанбеком Зардаби и сыгравшей непреходящую роль в развитии национального самосознания азербайджанского народа. На страницах нового журнала совместно с такими же подвижниками и просветителями, выдающимися деятелями литературы и искусства Сеид-Азимом Ширвани, Султан-Меджидом Ганизаде, Александром Черняевским (прекрасным педагогом и ученым) – преподавателем Горийской семинарии, наконец, главным редактором журнала «Кяшкюль» Джалалом Унсизаде Фиридунбеком впервые были опубликованы переводы лучших произведений Виктора Гюго, Фридриха Шиллера, Омара Хайяма и других классиков мировой литературы. Одновременно блестящие авторские публикации Ф.Кочарли, посвященные творчеству отечественных писателей и поэтов, остались в истории литературоведения как выдающиеся образцы профессиональной литературной критики.
При таких масштабах деятельности, насыщенной творчеством и просветительством, этот выдающийся человек мог сделать неизмеримо больше для своего народа. Однако жизненный путь Фиридунбека Кочарли трагически оборвался в 1920 году. Печально известные сталинские репрессии 30-х годов берут свое начало с первых же месяцев функционирования советской власти в Азербайджане. Ф.Кочарли стал первым из деятелей азербайджанской культуры, павшим жертвой большевистских репрессий. Директор Казахской учительской семинарии, выдающийся просветитель и литературовед был расстрелян большевиками-дашнаками.
Вплоть до 50-х годов прошлого века имя Ф.Кочарли, его труды и заслуги были надолго преданы забвению. Его имя наряду со многими именами лучших представителей национальной культуры оказалось под запретом. Лишь в годы оттепели и в последующие годы в духовную жизнь азербайджанского народа стали возвращаться, казалось бы, утерянные навсегда важные «кирпичики» его духовного наследия.
Имена просветителей вновь заняли достойное место в благодарной памяти народа, а их труды вновь служат и продолжают служить духовному развитию молодого поколения. И среди них подобающее место занимает творчество Фиридунбека Кочарли – Великого Учителя и Просветителя.