Февраль 29th, 2008 | 12:00 дп

Трансформации конфликта

  • Али АББАСОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

С того момента, как распался СССР, армяно-азербайджанский конфликт превратился в межгосударственный. Оказавшись без «опеки» Политбюро ЦК КПСС, стороны конфликта еще глубже погрузились в пучину вооруженной конфронтации. При этом следует иметь в виду, что вооруженные формирования в Армении и Нагорном Карабахе стали создаваться еще с конца 1988 года. В течение всего 1989 года приграничные с Арменией густонаселенные районы Азербайджана подвергались систематическим нападениям армянских боевиков. Беззащитное азербайджанское население искало защиту у дислоцированных в Азербайджане частей внутренних войск МВД СССР.

В 1990 году в Азербайджане действовали законы чрезвычайного положения, введенного Верховным Советом СССР, и территория республики контролировалась военной администрацией. А в Армении в это же время шло свободное и беспрепятственное строительство боеспособных вооруженных сил. Под давлением внешней угрозы местная власть в Азербайджане приступила к военному строительству лишь в 1992 году. К этому моменту Армения уже располагала дееспособными действующими вооруженными силами.
Хотя оружие спорадически применялось чуть ли не с первых дней карабахского конфликта, самая настоящая война развернулась к концу 1991-го. После того как в небе над Карабахом армянскими боевиками был уничтожен вертолет с группой представителей высшего руководства Азербайджана, а также военными чинами России и Казахстана (т.н. миссия Ельцина-Назарбаева) на борту, Верховный совет АР упразднил (23.11.1991) автономию и переименовал – восстановил исторические топонимы ряда ее населенных пунктов, в том числе Степанакерт-Ханкенди.
К 1992 г. конфликт постепенно перерос из локального в международный: в январе в его решение включилось СБСЕ (ОБСЕ), а через год с совместным Заявлением о Нагорном Карабахе выступили президенты России и США. Еще до этого Конгресс США специальной поправкой к «Акту о свободе» лишил Азербайджан помощи, оказываемой этой страной всем постсоветским государствам. Даже зверства в Ходжалах (26. 02.1992), потрясшие мир, не привели к пересмотру этого односторонне-дискриминационного решения. Увеличение числа игроков на «поле конфликта» привело к тому, что уже ни одна страна не могла единолично взять на себя миссию «миротворца». В то время как по инициативе Ирана руководители Азербайджана и Армении встретились в Тегеране для рассмотрения Совместного заявления о мирном урегулировании конфликта, армянскими вооруженными силами была захвачена Шуша (08. 05.1992). Стратегические задачи армянской агрессии были решены взятием Лачина (18. 05. 1992) – созданием коридора, соединяющего Нагорный Карабах с Арменией, но этим дело не ограничилось. Воспользовавшись политическим хаосом, царившим в это время в Азербайджане, армянские вооруженные силы при открытой поддержке Российской армии захватили Кельбаджар (02.04. 1993), а после переворота и смены власти в Баку были оккупированы Агдам (23.07.1993), Физули и Джебраил (23.08.1993), Губадлы (31.08.1993) и Зангелан (29.10.1993). Именно на этот период приходятся все резолюции Совета Безопасности ООН (822, 30.04.1993; 853, 29.07.1993; 874, 14.10.1993; 884, 12.11.1993), тщетно призывавшие остановить военные действия. Затяжные бои, в ходе которых Азербайджану удалось вернуть лишь часть оккупированных территорий, привели к взаимному истощению сторон – 05.05.1994 г. при посредничестве России был подготовлен и принят конфликтующими сторонами Бишкекский протокол. С 12 мая 1994 г. в зоне конфликта действует Соглашение о прекращении огня, которое, тем не менее, не исключает достаточно регулярные перестрелки сторон, приводящие к значительным людским потерям.
С 1992 г. переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта ведутся в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
После отставки президента Тер-Петросяна (1998) формат переговоров стал двусторонним, что явилось косвенной констатацией истинной природы конфликта, инициатором которого является Армения. Отказ от трех «планов мирного урегулирования» сопредседателей привел к формированию переговорного процесса на высшем уровне, в разных форматах которого президенты двух стран принимают участие до сих пор. При своей важности среди бесчисленных резолюций, решений и документов по конфликту выделяются следующие.
Переговорный процесс в Железноводске (23 сентября 1991 г.), продолжился в Москве и Сочи. Резюме выводов Совета министров СБСЕ (Хельсинки, 24 марта 1992 г.). Совместное заявление глав государств (Тегеран, 7 мая, 1992 г.). Резолюция 822 Совета Безопасности ООН (30 апреля 1993 г.). Резолюция 853 Совета Безопасности ООН (29 июля 1993 г.). Резолюция 874 Совета Безопасности ООН (14 октября 1993 г.). Резолюция 884 Совета Безопасности ООН (12 ноября 1993 г.). Заявление глав государств СНГ (Москва, 15 апреля 1994 г.). Соглашение о прекращении огня от 12 мая 1994 г. Решение саммита ОБСЕ по НК (Будапешт, 6 декабря 1994 г.). Резюме Действующего председателя ОБСЕ (Прага, 31 мая 1995 г.). Заявление Действующего председателя ОБСЕ (Лиссабон, 3 декабря 1996 г.). Совместное заявление президентов РФ, США и Франции, Денвер, 23 июня 1997 г. Предложение сопредседателей МГ ОБСЕ («пакетный» вариант, июль 1997 г.). Предложение сопредседателей МГ ОБСЕ («поэтапный» вариант, декабрь 1997 г.). Предложение сопредседателей МГ ОБСЕ («общее государство», ноябрь 1998 г.). Резолюция Европейского парламента по НК (Страсбург, 11 марта, 1999 г.). Резолюция 1416 (2005) Парламентской ассамблеи Совета Европы (по итогам доклада Дэвида Аткинсона, Страсбург, 25 января 2005 г.). Доклад Горана Леннмаркера, специальный отчет по НК-конфликту. Годичная сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ (Вашингтон, июль 2005 г.).
Каждый раз переговорный процесс, достигнув кульминационной точки, обрывался и сторонам приходилось заново начинать обсуждения. Так, на Будапештском саммите ОБСЕ (1994) был создан институт сопредседателей Минской группы с целью скорейшей подготовки Большого политического соглашения, позволяющего созвать Минскую конференцию. На Лиссабонском саммите (1996) в Заявлении Действующего председателя ОБСЕ были сформулированы три принципа урегулирования армяно-азербайджанского конфликта:
– территориальная целостность Республики Армении и Азербайджанской Республики;
– правовой статус Нагорного Карабаха, определенный в соглашении, основанном на самоопределении, предоставляющем Нагорному Карабаху наивысшую степень самоуправления в составе Азербайджана;
– гарантированная безопасность Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения всеми сторонами положений об урегулировании. Эти принципы были заблокированы Арменией, а после смены власти Ереван заявил, что, отказываясь от «поэтапного» урегулирования, на которое дали согласие прежние власти, вновь настаивает на «пакетном» урегулировании.
Долгое время общественность интриговал так называемый Парижский процесс, начатый (2001) по инициативе президента Франции Ж. Ширака.
В принятой по докладу Аткинсона резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы (25.01.2005) содержалось признание факта оккупации Арменией части земель Азербайджана и проведения на оккупированных землях этнических чисток, Армения впервые была названа страной-агрессором, а режим Нагорного Карабаха – сепаратистским.
Секретариат Парламентской ассамблеи ОБСЕ 18 июля 2005 обнародовал текст доклада специального представителя по нагорнокарабахскому конфликту Горана Леннмаркера «Бесценная возможность – некоторые соображения по поводу нагорнокарабахского конфликта», рассмотренного в ходе июльской сессии ПА ОБСЕ в Вашингтоне.
Г. Леннмаркер предложил использовать в разрешении армяно-азербайджанского конфликта опыт европейской интеграции, отметив важность соблюдения четырех условий: страны конфликта должны осознать, что их национальной безопасности ничто не угрожает; должны соблюдаться высокие стандарты демократии, прав человека и прав меньшинства; экономическая интеграция должна стать наиболее надежным фундаментом развития; процесс интеграции должен подкрепляться свободой передвижения граждан, особенно молодежи.
Все эти предложения так и не были реализованы, и с 2004 года переговоры осуществляются в рамках так называемого Пражского процесса. Правда, последние события показали, что и в этом переговорном формате стороны зашли в тупик. Во всяком случае, призывы к сторонам до начала президентских выборов в Армении и в Азербайджане дать принципиальное согласие на продолжение переговоров в очередной раз провисли в воздухе.