Март 09th, 2008 | 12:00 дп

Два таких разных фестиваля

  • Элла ПАШАЕВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Ростропович как европейская тенденция
В марте мы будем отмечать 81-летие Мстислава Ростроповича. В прошлом году в Баку был проведен музыкальный фестиваль памяти Маэстро. Чуть позднее фестиваль памяти Ростроповича в немецком Кронберге собрал лучших виолончелистов со всего мира. Есть с чем сравнивать и о чем задуматься.

3-тысячный Кронберг, что вблизи Франкфурта, город в музыкальном мире известный. Здесь находится известная частная Kronberg Akademy, которая организует в режиме биеннале два очень престижных фестиваля – один камерной музыки, второй – виолончельный. Маэстро здесь сам часто выступал на фестивале, давал мастер-классы, в Кронберге находятся штаб-квартиры созданных Ростроповичем Всемирного союза виолончелистов и носящего его имя Виолончельного фонда. Словом, Ростроповича объединяет с Кронбергом многое. Но не больше, чем Баку.
Тем не менее. В дни фестиваля памяти под названием In remembrance – celebrating Slava весь город стал частью фестиваля чествования одного из самых харизматичных личностей нашего времени. Кронберг превратился в один большой памятник Славе (так во всей Европе называли Мстислава Ростроповича). Его портреты развешаны были на всех стенах домов, на центральных улицах средневекового городка установлены мониторы, на которых и во время фестиваля, и несколько недель после него можно было смотреть видеозаписи с выступлениями Славы и его учеников. В центральном парке был установлен памятник Ростроповичу работы скульптора Анны-Франциски Шварцбах. Однажды сказанные Ростроповичем слова «Кронберг – музыкальная столица мира» благодарные и предприимчивые горожане увековечили на отдельном постаменте.
Фестиваль представлял собой не только музыкальные концерты в залах Кронберга, но и демонстрацию фильмов о творчестве Маэстро как музыканта, общественного деятеля, педагога, а также конкурсы художников, скульпторов, картин, демонстрацию коллекций известных европейских фирм, создающих эксклюзивные музыкальные инструменты. А еще были вечера воспоминаний, мастер-классы учеников и сподвижников Маэстро. Об участниках фестиваля в Кронберге можно сказать одним словом – весь Олимп. За исключением Йо-Йо-Ма, который никак не мог вырваться из-за расписанного турне по Америке.
Для всех участников этого замечательного события выступить в Кронберге означало не только выражение преклонения великому музыканту и человеку, но и стало выражением солидарности идеям Ростроповича о важности включения национальных музыкальных школ в развитие мирового музыкального процесса. Глобализации, но творческой, музыкально-художественной альтернативе, при которой все участники мирового процесса наоборот отстаивают свою индивидуальность, персональную и ментальную.
Участвовали не только ученики и последователи Ростроповича, но и представители тех музыкальных школ, которые полемизировали и даже конфликтовали с Маэстро, например, венгерской. Два замечательных музыканта – Ростропович и Янош Штаркер – долго полемизировали друг с другом, в итоге победа была за Ростроповичем, и Янош Штаркер в знак признания играл солистом в огромном всемирном оркестре виолончелистов под управлением Ростроповича. Выступление представителя венгерской школы Миклоша Переньи стало одной из вершин фестиваля. Самоуглубленная, медитативная игра покорила слушателей. В каждом концерте исполнялось минимум одно произведение, посвященное памяти Славы, либо им заказанное. Таких набралось 27 – пятая часть из общего списка подобных посвящений-заказов.
По окончании фестиваля в Кронберге – он сейчас изучается музыковедами всего мира как один из ориентиров развития мировой музыкальной мысли, как одно из программных выступлений мировой культурной элиты – вышел DVD с записями мастер-классов и выступлений Ростроповича, его интервью, записями всех концертов, состоявшихся в Кронберге. Туда же вошли записи проведенного здесь вечера воспоминаний, на котором о наставнике и друге рассказывали Давид Герингас и Миша Майский, Наталья Гутман и Гия Канчели, Родион Щедрин и Кшиштоф Пендерецкий. Все звезды музыкального мира были участниками фестиваля – либо как исполнители, либо как авторы. В честь Маэстро прозвучали три мировые премьеры – Agnus Dei из знаменитого «Польского реквиема» К.Пендерецкого в переложении для оркестра для виолончелей, «На посошок» Р.Щедрина для шести виолончелей и блок-флейты, а также Silent Prayer Гии Канчели.
Кронберг продемонстрировал глубокое уважение и вселенское признание музыкальным миром великого таланта, имени, проектов и идей Ростроповича. Кронбергский мировой форум в честь Маэстро еще будут долго изучать – и многое будут перенимать для обогащения концепции бакинского международного фестиваля памяти Ростроповича, который теперь будет проводиться регулярно. И состоится он уже как событие европейского значения, при условии, что весь Баку станет на время его проведения памятником своему выдающемуся сыну. Подобный подход к созданию программы – назовем ее условно «Баку о своем Славе» – не только дань уважения и любви гению, но и подтверждение готовности Баку к проведению международных музыкальных проектов, отличающихся масштабностью и концептуальной продуманностью.