Март 09th, 2008 | 12:00 дп

Эстафета сотрудничества

  • Александр КАРАВАЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Развитие отношений России и Азербайджана при президенте Дмитрии Медведеве
Третий президент РФ Дмитрий Медведев приходит как продолжатель «дела» Путина, поэтому не предполагаются какие-либо резкие колебания в политике со странами СНГ. Революционных изменений не стоит ждать еще и потому, что вся полнота ответственности и реальных рычагов отношений с сопредельными странами сохранится в руках Путина. Ведь именно на главу правительства и подотчетные министерства приходится львиная доля нагрузки в поддержании двусторонних отношений с сопредельными странами.

Но можно ожидать некоторой кадровой динамики между аппаратом президента и главы правительства. Однако Сергей Нарышкин, являющийся сопредседателем двусторонней российско-азербайджанской комиссии по экономическому сотрудничеству, скорее всего продолжит курировать это направление. Таким образом, естественная кадровая ротация в Москве и Кремле не осложнит отношения Москвы и Баку. Попробуем соотнести новые тенденции российской политики в СНГ с теми ожиданиями и ресурсами, что имеются в блоке российско-азербайджанских отношений.
 
Экономика
 
Естественно, что Москва будет продолжать делать ставку на поддержание имеющихся инфраструктурных связей внутри СНГ. Крупных совместных проектов, которые развиваются со странами Центральной Азии, у России с Азербайджаном нет. Однако в этой группе есть несколько «незаконченных строек»: объединение электроэнергетической сети; полноценный ввод в строй транспортного коридора «Север–Юг» по территории Азербайджана. Не снят с повестки вопрос инвестиций «РусАла» в азербайджанскую алюминиевую промышленность. В перспективе строительство АЭС, а также возможное участие Азербайджана среди других инвесторов в реконструкции системы шлюзов канала «Волго–Дон».
Как видим, есть блок совместных проектов, уже находящихся на определенной стадии реализации. Есть и такие, что могут проявиться лишь в перспективе, в случае позитивных тенденций. Что касается более далеких перспектив, возможно, попадающих в президентство Медведева, есть вероятность возвращения «Газпрома» в Азербайджан, но – уже в качестве покупателя азербайджанского газа.
Но какие бы гипотетические перспективы и технические возможности ни имелись, их реальность будет зависеть от атмосферы доброжелательства в политике и наличия реальных плодов взаимовыгодного сотрудничества в экономике. Пока оттока капиталов из российско-азербайджанских проектов не наблюдается. Проблемы создает отсутствие «Соглашения о защите и поощрении инвестиций» между Азербайджаном и Россией. Есть примеры, когда российские компании приходят на азербайджанский рынок под «флагами» тех стран, с которыми такие соглашения имеются. Этот вопрос наверняка необходимо будет решить в ближайшей перспективе. Административная и коррупционная нагрузка на совместные предприятия оценивается по-разному. Общий знаменатель таков – уровень коррупции в двух странах весьма близок.
Несколько слов о среднем бизнесе, который наиболее приближен к основной массе населения двух стран. Во многом эта зона бизнеса мотивирована этнонациональными предпочтениями, непосредственно связана с азербайджанской диаспорой в российских регионах либо с влиянием диаспоры. Всего в Азербайджане было зафиксировано 308 компаний с российским участием, 160 из которых функционируют со 100-процентным российским капиталом. В 2008 году ожидается увеличение их количества до 400. Заметную роль в этом играет возможность более быстрой регистрации предприятий в Азербайджане в сравнении с предыдущим периодом. По словам главы торгового представительства России в Азербайджане Юрия Щедрина, «торгпредство рассматривает серьезные предложения по проектам, которые исчисляются десятками, но информация о них пока конфиденциальна».
 
Безопасность
 
К общим вопросам двусторонней безопасности относится сотрудничество ведомств спецслужб, которое, судя по косвенным признакам, находится на хорошем рабочем уровне: общие темы – борьба с терроризмом, политическими кризисами, контроль границы и наркотрафика. Вряд ли при Медведеве этот уровень будет снижен. Сотрудничество в российских программах обеспечения безопасности на Каспии будет зависеть от того, насколько они синхронизируются с собственным развитием азербайджанских ВМС: было бы ошибкой считать стремление Баку проводить более активное сотрудничество с евроатлантическим альянсом, блокирующим развитие других направлений.
Однако все вышесказанное приведено лишь в качестве иллюстрации ситуации в блоке безопасности. Скорее всего, заметная активность может ожидаться в другой, более «гражданской сфере». В ходе последнего неформального саммита глав СНГ в Москве Медведев предлагает странам СНГ создать фонд оперативной помощи на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Предложение здравое, учитывая общий для всех износ инфраструктуры. Кроме того, структуры МЧС РФ и Азербайджана достаточно тесно сотрудничают между собой и с другими странами, эти ведомства – в ряду самых эффективных на пространстве СНГ. 
Несколько замечаний по поводу карабахского урегулирования. В период до 2012 года (первый вероятный срок президентства Медведева) ситуация в конфликте может сдвинуться в сторону вывода азербайджанских районов из-под контроля армянских ВС. Многое говорит о том, что в Ереване есть осознание необходимости такого шага. Посредники МГ ОБСЕ практически подготовили почву для реализации этого шага. Одновременно возникает целый ряд вопросов контроля со стороны посредников: ввод миротворцев, присутствие служб временного посткризисного мониторинга ситуации, работа по разминированию и многое другое. Участие российской стороны в этом процессе наверняка станет одной из новых тем сотрудничества Москвы и Баку.
 
Гуманитарное сотрудничество
 
Основная база для развития этого блока – азербайджанская диаспора в РФ. Московская диаспора знакома с Дмитрием Медведевым, он «закрывал» Год Азербайджана в России официальным выступлением в Большом театре. Также существуют и неформальные контакты, которые наверняка будут иметь дальнейшее развитие.
Достаточно острой будет оставаться тема этнически мотивированных нападений фашиствующих группировок молодежи на граждан Азербайджана либо на российских граждан азербайджанской национальности. Однако сама эта тема выходит за пределы двусторонних отношений, наверняка ее постараются не политизировать. Со стороны Москвы главное – демонстрировать успехи в расследовании и предотвращении этих инцидентов.
Теперь о проектах, которые наверняка могут получить развитие как в масштабе СНГ, так и по линии российско-азербайджанских гуманитарных отношений. В качестве новой инициативы Медведева на том же неформальном саммите СНГ сделано предложение создать на пространстве СНГ цифровую базу библиотек. Путин дополнил его инициативой в большем объеме переводить художественную литературу с языков стран СНГ на русский. Кстати, переводы азербайджанских писателей на русский уже активно осуществляются. Значительная деятельность в этом направлении ведется Фондом Гейдара Алиева, представительство которого в Москве возглавляет дочь Ильхама Алиева. Это стыкуется с функциями такого российского фонда, как «Русский мир», который будет занимать особую роль в продвижении социогуманитарных интересов РФ в СНГ.
Иными словами, такие одинаково направленные инициативы наверняка найдут точки приложения совместных усилий. Может быть организован форум или постоянная конференция дружеских фондов, продвигающих интересы своих культур в России, и российских, продвигающих интересы русской культуры в пространстве русского языка в сопредельных странах. А сотрудничество в гуманитарной сфере при президенте Медведеве может приобрести новое звучание.
 
 
Наша справка
 
Россия поставляет в Азербайджан более 1500 видов продукции, около 80% приходится на товары машиностроительной, автомобильной, химической промышленности, изделия из металла и лесопромышленности, стройматериалы, продовольственные товары и сельхозсырье. Удельный вес азербайджано-российского товарооборота в общем товарообороте Азербайджана в 2007 году составил 13%, в результате чего Россия стала вторым после Турции торговым партнером Азербайджана. Планируется, что общий объем товарооборота в 2008 году будет доведен до 2 млрд долл., а с учетом общего роста экономик обеих стран к 2010 году при благоприятных условиях он может удвоиться.