Март 22nd, 2008 | 12:00 дп

СНГ тернистый путь интеграции

  • Евгений АЛЕКСАНДРОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

С момента создания Содружества Независимых Государств обсуждение экономической интеграции вошедших в него стран не сходило с повестки дня встреч на самом разном уровне. Однако если в прошлые годы предмет дискуссий еще как-то присутствовал, а экономика бывших союзных республик была серьезно взаимосвязана, то сегодня приходится констатировать иные истины. Интеграции как таковой на пространстве СНГ не происходит.

Превалирует акцент на активизацию двусторонних отношений, которые, впрочем, тормозятся разноскоростным и разноуровневым развитием различных государств. Все это никак не подпадает под определение интеграции всего СНГ, которое по логике должно повторять телодвижения Европейского союза. На деле появляется совершенно иной комплекс вопросов и проблем, решать которые пытаются главы государств и парламентарии стран – членов Содружества и прежде всего России.
 
Жизнеспособно, но не функционирует
 
О том, что происходит в экономической жизни СНГ, предметно говорилось в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации на тему «Экономическая интеграция в рамках Содружества Независимых Государств: проблемы, перспективы, правовое обеспечение». Инициатором их проведения стал Комитет Совета Федерации по делам СНГ под председательством Вадима Густова.
Открывая парламентские слушания, к участникам обратился председатель Совета Федерации Сергей Миронов. По его мнению, организация подтвердила свою востребованность и жизнеспособность, однако сегодня актуальной стала необходимость ее реформирования. Основную же задачу парламентариев в этом процессе глава верхней палаты российского парламента видит в гармонизации законодательств. Имеющиеся в СНГ механизмы в то же время очень слабо используются для решения как экономических, так и политических вопросов. Причины такого положения дел носят как объективный, так и субъективный характер. Особые надежды С.Миронов связал с разработкой проекта основополагающего документа в сфере экономической интеграции стран СНГ – «Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года». Предварительный вариант этого документа уже готов, а в окончательном виде он должен быть представлен на встрече глав стран Содружества, которая пройдет в сентябре этого года в Бишкеке.
Выступивший с основным докладом председатель исполнительного комитета – исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев заявил, что до сих пор в рамках СНГ не удалось сформировать такую систему экономических отношений, которая устраивала бы все государства-участники. Прежде всего это касается завершения формирования зоны свободной торговли. Работа по подготовке стратегии экономического развития СНГ началась только после принятия решений душанбинского саммита государств – участников СНГ, состоявшегося в октябре 2007 года, отметил Лебедев. Именно этот документ призван согласовать разногласия в законодательствах стран СНГ и создать условия для экономического развития. А дополнительным элементом, стимулирующим движение навстречу, стала Концепция дальнейшего развития СНГ, принятая на том же саммите в Таджикистане. Правда, надо оговориться, что саму концепцию одобрили не все страны. Ее не подписали Грузия и Туркменистан, а Украина и Молдова сделали это с оговорками. Азербайджан же высказал особое мнение, в котором заявил о неприемлемости целей интегрированного экономического и политического объединения государств – участников СНГ и четко указал ориентацию на развитие двусторонних отношений в рамках объединения.
По мнению директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, выступившего на слушаниях, СНГ не является интеграционной группировкой. Страны, присутствующие в нем, работают по принципу «максимум экономической выгоды – минимум политических обязательств». Проблемы СНГ ученый определил в нежелании России тратиться, вкладываться в объединение. Только экономическое стимулирование способно переориентировать государства Содружества на интеграцию именно с Россией.
 
Питер всех рассудит?
 
Исполнительный секретарь СНГ считает, что государствам – участникам СНГ необходимо «восстанавливать и укреплять экономические связи» между собой. Несмотря на периодически предпринимаемые меры по реформированию объединения, степень развития отношений в экономической сфере значительно отстает от таких интеграционных объединений, как НАФТА, АСЕАН, АТЭС, и других аналогичных структур. Сокращаются хозяйственные связи, происходит их переориентация на третьи страны, уменьшаются объемы производства в отраслях промышленности с высокой степенью переработки.
Предварительное рассмотрение экономической стратегии развития СНГ, возможно, состоится в ходе Санкт-Петербургского экономического форума в начале июня этого года. Ожидается, что там пройдет очередной неформальный саммит СНГ с участием уже нового президента России Дмитрия Медведева в качестве хозяина встречи. А ранее, 23 мая, ее макет изучат главы правительств, собирающиеся на свое очередное рандеву в Минске. По мнению первого заместителя министра иностранных дел РФ Андрея Денисова, выступившего на парламентских слушаниях, над проработкой стратегии работает специально созданная рабочая группа. Уже существует черновой вариант документа, куда собраны предложения всех стран СНГ, отметил замминистра.
Задача, стоящая перед экспертами, заключается в том, чтобы расписать механизмы и процедуры в СНГ, без которых не действует ни одна международная организация. Для 1600 принятых в рамках СНГ соглашений нет единого регулирующего механизма исполнения.
Решение таких вопросов достаточно сложно, поскольку, по словам Денисова, «пространство СНГ не гомогенно, и мы должны принимать в расчет разность экономического потенциала и внешнеполитических ориентиров каждого из участников».
 
Векторы сближения
 
Темпы роста основных макроэкономических показателей стран СНГ в 2007 году «были достаточно высокими и выше, чем темпы роста экономик многих государств мира». Это касается производства промышленной продукции, инвестиций в основной капитал, перевозки грузов, товарооборота и ВВП. Приоритетами в этом движении друг к другу должны стать транспортные связи, телекоммуникационная сфера, а также сотрудничество в области электроэнергетики, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Ключевое значение в экономических отношениях играет транспортная сфера. В первую очередь на слушаниях упоминалась прокладка через территорию России и стран СНГ международных транспортных коридоров.
Говоря о складывающихся тенденциях в сфере экономического сотрудничества, представитель МИДа констатировал наличие как плюсов, так и минусов доминирующего положения российской экономики. По информации председателя исполкома СНГ С.Лебедева, на долю России приходится более 74% всего внешнеторгового оборота стран СНГ, а сама экономика России составляет три четверти всего ВВП объединения. По мнению А.Денисова, очевидно, что при любом ориентационном векторе экономической стратегии Российской Федерации, без экономического роста в России экономическое развитие на пространстве СНГ невозможно. Поэтому, отметил А.Денисов, российскому бизнесу в странах СНГ необходимо оказывать самую широкую поддержку.
 
 
МНЕНИЯ
 
Сергей МИРОНОВ, председатель Совета Федерации
Государствам Содружества необходимо приложить усилия для создания единого экономического пространства, чтобы стать равноправным участником мировых хозяйственных связей. В сохранении СНГ есть заинтересованность всех его участников. Об этом говорят данные о росте товарооборота между странами СНГ, объем которого достиг в последние годы 82 млрд рублей. За последние годы было принято более двухсот модельных законов, которые стали основой для многих законодательств различных стран СНГ. К их разработке привлекаются крупнейшие специалисты стран, документы блестяще проработаны. Однако в самой России эти документы реализуются крайне медленно. Имеющиеся в СНГ механизмы очень слабо используются для решения как экономических, так и политических вопросов. До сих пор не создано единое экономическое и таможенное пространство, нет зоны свободной торговли, в то время как для достижения именно этих целей создавалось в свое время Содружество. Причины такого положения дел носят как объективный, так и субъективный характер.
 
Сергей ЛЕБЕДЕВ, глава исполкома СНГ
Попытки выйти на западный рынок, установить экономические и интеграционные связи, к сожалению, не оправдали себя. Много слов, много обещаний, но на практике Запад не пускает и, видимо, вряд ли пустит на свой рынок (страны СНГ), руководствуясь, естественно, только своими интересами. Если Запад и пустит государства СНГ на свой рынок, то лишь в качестве придатка. Никто из государств СНГ добровольно не согласится на такую роль. Для многих руководителей стран СНГ становится очевидным, что прямое вхождение государств-участников в мировое хозяйство может привести к превращению их в периферию мирового рынка и не принесет ожидаемых дивидендов.
 
Вадим ГУСТОВ, председатель комитета СФ по делам СНГ
Пятнадцать лет развития Содружества показали, что ни одно из государств СНГ не нужно сегодня Европе со своей продукцией. Причин тут много. ЕС хочет активно инвестировать только в те государства, которые обладают сырьем. В ближайшие 20 лет сырьевые страны при грамотной и эффективной постановке будут возрождаться и развиваться. Объединив усилия в этом вопросе, СНГ способно извлечь максимум выгод из дефицита Европы в энергоресурсах. В этом году будет приниматься, в том числе, концепция энергетического развития, в которой будут расписаны конкретные маршруты трубопроводов, их стоимостные характеристики. Все это будет предложено вниманию членов СНГ для прояснения их интереса. В случае наличия такового ряд проектов будет запущен к обоюдной выгоде сторон.