Апрель 14th, 2008 | 12:00 дп

Азербайджанская диаспора: предыстория

  • Мариам СЕИДБЕЙЛИ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Азербайджанская диаспора – одна из молодых среди большинства современных диаспор. Находясь на стыке Азии и Европы, Азербайджан занимает выгодное географическое положение, что еще в античности привлекало к себе внимание многих племен и государств. За пределами своей этноисторической территории азербайджанцы в заметном количестве появились еще в раннем Средневековье в результате давления внешних и внутренних, военно-политических и социально-экономических процессов.

Азербайджанцы относятся к тем этносам, которые преимущественно живут на своей исторической родине. Они и их предки в течение тысячелетий поколениями жили на данной территории в составе многих разных государств: от Маннейского царства (IX век до н.э.) до сегодняшней Азербайджанской Республики. Вместе с тем в разные времена местные государственные образования входили в состав мировых империй: Ахеменидской, Парфянской, Александра Македонского, Сасанидской, Арабской, Сельджукской, Монгольской, Османской, наконец Российской. В периоды иноземных нашествий часть автохтонов покидала свой материнский этнос в поисках мира и спокойствия, что способствовало постепенному образованию на чужбине азербайджанских общин. Таким образом, опустошительные нашествия в пределы Азербайджана в раннем Средневековье способствовали миграции и депортации части местного населения.
Начиная с VII в., в связи с распространением ислама, Азербайджан становится одним из значительных очагов мусульманской цивилизации. Для того чтобы получить образование, многие азербайджанцы отправлялись в такие культурные центры Арабского Востока, как Багдад, Куфа, Дамаск, Медина, Каир, Александрия. Миграционный процесс стал особенно интенсивным в период монгольских завоеваний XIII в., когда часть азербайджанского населения бежала от грозной опасности. Так, азербайджанцы оказались во многих регионах Передней и Центральной Азии. В этот период выходцы из Азербайджана появляются и на Руси. Покорение Кавказа Российской империей в первой трети XIX в. привело к массовой миграции из Азербайджана в Иранскую и Османскую империи.
Новая крупная волна миграционного движения за рубеж произошла после революции 1917 г. и армяно-азербайджанской войны 1919–1920 гг. В 1918–1920 годы политическими лидерами народа было создано первое на Востоке светское демократическое Азербайджанское государство, просуществовавшее всего 23 месяца. С установлением в Азербайджане советской власти в апреле 1920 г. началась новая миграционная, в основном политическая, волна. За годы советской власти (1920–1991 гг.) Северный Азербайджан пережил несколько миграционных волн. Одна из них имела место в 30–40-е годы XX века, когда десятки тысяч азербайджанцев были депортированы в Центральную Азию и Сибирь. Они были жертвами сталинских репрессий. Третья волна миграции в XX в. пришлась на период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Десятки тысяч азербайджанцев, бывших советских военнослужащих, попавших в плен, не вернулись на родину, осев во Франции, Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, Египте, Турции, США.
Послевоенный период ознаменован пиком миграции азербайджанцев за пределы республики. В 40–70-е годы XX в. шел широкий поток азербайджанских специалистов – преимущественно нефтяников в Западную и Восточную Сибирь. Кроме того, многие азербайджанцы, служившие в Советской армии в разных концах СССР, а также учившиеся во многих вузах Советского Союза, оседали в индустриальных и научных центрах России.
С конца 70-х до конца 80-х годов XX в. масштабы миграционного потока азербайджанцев в Россию возросли, он состоял преимущественно из студентов, творческих работников, интеллигенции, различных категорий трудоизбыточного населения Азербайджана.
По-настоящему об азербайджанской диаспоре в аспекте ее институционализации можно говорить после распада СССР в 1991 г., когда Азербайджанская Республика приобрела статус суверенного государства, с одной стороны, а азербайджанцы в постсоветских республиках оказались на правах национальных меньшинств. Этот период ознаменован новой, наиболее крупной миграционной волной на рубеже XX–XXI веков. Он связан с рядом факторов: во-первых, с армяно-азербайджанским конфликтом 1988–1994 гг., когда Республика Армения захватила Нагорный Карабах и еще семь административно-территориальных районов Азербайджана. Во-вторых, с экономическим кризисом и массовой безработицей в Азербайджанской Республике. Эти события стали причиной массового оттока населения, который приобрел широкомасштабный характер. Азербайджанцы уходили на заработки в Россию, а также в Турцию, Иран, многие страны Западной Европы.
Расселение азербайджанцев за пределами исторической родины шло неравномерно. На постсоветском пространстве азербайджанские общины составляют выходцы из Северного Азербайджана. В Западной Европе, США большую часть азербайджанцев составляют выходцы из Южного Азербайджана (Исламская Республика Иран). Говоря об азербайджанских общинах в мире, их можно классифицировать как пассивные (на Арабском Востоке, в Афганистане и Пакистане) и активные, среди которых особенно выделяется консолидированная азербайджанская диаспора в России, Украине, так как на протяжении многих лет Северный Азербайджан находился в составе СССР, имел общий язык, общие черты советской культуры и традиций. В России функционируют наиболее активные диаспоральные структуры азербайджанцев. После учредительного съезда ВАК начался новый этап в жизни азербайджанских общин, проживающих в России. За короткое время ВАК стал признанным лидером азербайджанской диаспоры. Конгресс превратился в центр консолидации соотечественников не только в РФ, но и за ее пределами.
Современная азербайджанская диаспора представлена в регионах Азии, Европы, США, Канады, СНГ, Балтии, Южной Африки, Австралии, на Дальнем Востоке. В итоге на рубеже XX–XXI вв. сложилась современная азербайджанская диаспора, которая характеризуется формированием национально-культурных объединений, общественных организаций и общин.