Апрель 27th, 2008 | 12:00 дп

Христос вам навстречу!

  • Алина ТАЛЫБОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Праздник Светлого Христова Воскресения – Пасха – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает «избавление». Евреи празднуют ветхозаветную Пасху, вспоминая об освобождении своих предков от египетского рабства. Христиане же празднуют Пасху новозаветную и торжествуют по случаю перехода вместе с Христом от смерти к жизни вечной. Богослужение в этот день особенно торжественно, а обряды особенно красивы.

При слове «Пасха» я сразу вспоминаю детство, бакинский дворик, крашенные в яркие цвета яйца и ароматные куличи в снежных шапках, празднично накрытые столы, к которым приглашались соседи… Какая-то особенная радость в этих солнечных весенних днях, особое ощущение Праздника, который разделяли мы все независимо от национальности и религии.
Уже повзрослев, поняла, что Пасха – это много больше утверждения бессмертия нашей души, а она – не поэтический образ, а несомненная реальность добра, истины, торжества справедливости. Об этом и о многом другом была наша беседа с главой Православной церкви в Азербайджане, епископом Бакинским и Прикаспийским Александром.
 
Оглядываясь на 90-е
 
– Владыка, расскажите, пожалуйста, немного о себе – какие пути привели вас на азербайджанскую землю?
– Родился я далеко отсюда – в старинном российском городе Ярославле. Окончил среднюю школу, стал студентом Ленинградского химико-фармацевтического института, служил в рядах Советской армии. Большая часть моей прежней жизни прошла на Северном Кавказе – мне довелось служить в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, в Дагестане и Ставрополье. После армии окончил Московскую Духовную семинарию, принял монашество и стал священнослужителем. В 90-е церковное руководство направило меня в Азербайджан. Ситуация была очень непростая – республика пребывала в тяжелом политическом и экономическом кризисе. И вот в это время Гейдар Алиев обратился к руководству РПЦ (Русская Православная Церковь) с предложением восстановить Бакинско-Прикаспийскую епархию. В 1998 году было принято решение о возрождении нашей епархии, и с 1999 года я занимаю кафедру епископов Бакинских и Прикаспийских.
Под юрисдикцию нашей епархии подпадают православные приходы на территории АР и Дагестана – субъекта РФ. Отличительной чертой нашей деятельности является то, что мы осуществляем ее в регионе, где большинство населения реально исповедует ислам. Но вместе с этим Азербайджан – государство поликонфессиональное. Здесь нет религиозных или этнических кварталов, люди живут вместе, вместе радуются и печалятся, вместе отмечают праздники. Много смешанных браков, на улицах Баку звучит речь на разных языках. Это составляет тот особенный исторический фон, которым издавна славится Азербайджан.
Когда в те же 90-е кое-кто пытался спровоцировать политический кризис – даже тогда в Азербайджане не было межрелигиозных конфликтов. В те кризисные годы мы, религиозные деятели – и председатель Управления мусульман Кавказа Шейх-уль-Ислам Аллахшукюр Паша-заде, и Глава религиозной общины горских евреев г-н Семен Ихиилов, и я – вместе выступали на различных общественно-политических мероприятиях, старались, чтобы люди поняли, что религия не разъединяет, а, наоборот, сближает и помогает найти точку опоры в трудные минуты жизни.
– Сам собой напрашивается вопрос: что вы думаете по поводу такого немодного нынче понятия, как интернационализм?
– Как это ни парадоксально звучит, но понятие «интернационализм» было взято из религиозной жизни. Это позже его использовали в политических целях. В Священном писании есть слова о том, что во Христе «несть ни иудея, ни эллина, ни грека…» То же самое присутствует и в исламе: независимо от того, какой национальности человек, мусульманство традиционно объединяло всех как некое единое начало, средство сближения народов, взаимопроникновения культур. Я всегда вспоминаю слова Гейдара Алиева о том, что «многонациональность – это наше богатство, которое надо всячески беречь и приумножать».
 
Моральный кодекс бизнесмена
 
– Основной темой последнего, XI Всемирного Русского Собора стала проблема богатства и бедности. Эта проблема актуальна как для России, так и для Азербайджана да и для всего современного мира. Могли бы вы прокомментировать этот вопрос?
– Действительно, на прошедшем Всемирном Соборе церковь выступила с обращением к представителям «сильных мира сего», предупреждая их, что религиозные организации не в силах больше сдерживать ропот обнищавших людей. Пропасть между этими двумя полюсами, к сожалению, ширится с каждым днем и угрожает нам обвалом в хаос ненависти, гражданского противостояния. Да, церковь учит согласию и примирению, но когда богатые сами накаляют атмосферу до опасного предела, то рано или поздно общество взорвется, и нам опять придется быть свидетелями событий французской или русской, или еще какой-нибудь революции. Поэтому сегодня надо обращать внимание не только на экономические успехи собственного бизнеса или собственной семьи, но и на социальную сферу общественной жизни. Сегодня у нас много беспризорных, много людей одиноких, несправедливо забытых, не по своей вине живущих за чертой бедности. И протест неизбежен. В интересах самих же богатых – направить свое внимание на детские дома, дома престарелых, на поддержку и развитие социальных программ и фондов.
Мне часто вспоминается выдающийся общественно-политический деятель азербайджанского народа Тагиев. На счету его добрых дел и прекрасные здания, и городской водопровод с вкуснейшей шолларской водой, и строительство мечетей не только в Азербайджане, но и на Северном Кавказе, и финансирование строительства православного Кафедрального собора, и женское образование, внедрение которого, надо сказать, в свое время встречало немалые препятствия, и только благодаря авторитету этого удивительного человека и его личным связям при императорском дворе ему удалось воплотить в жизнь эту идею.
В связи с этим мне вспоминается крупнейший бизнесмен и общественный деятель – покойный Айдын Курбанов, один из главных организаторов Всероссийского Азербайджанского Конгресса. Жизнь свела меня достаточно близко с этим человеком, мы много общались и в результате этого общения был возрожден Кафедральный собор святых Жен-Мироносиц. Этот проект Айдын Самедович любил как собственного ребенка и сделал все, чтобы этот замечательный храм вернулся в нашу жизнь в достойном виде. Под его опекой находились детские дома, одинокие люди, кому-то он помогал с образованием, кому-то с жильем, кому-то с лечением…
К сожалению, один человек – пусть даже очень значительный – не решит проблем всех страждущих. Наверное, нужно объединить усилия спонсоров с целенаправленной деятельностью государства. РПЦ была принята так называемая социальная программа, выражающая отношение церкви к тому, какими должны быть современные предприниматели. За проблему их воспитания нужно взяться всем: и государственным деятелям, и педагогам, и ученым, и религиозным деятелям. Только в этом случае можно надеяться, что новое поколение будет уже другим и своих детей постарается воспитать иначе.
– Благодарю вас, Владыка, за беседу и в заключение прошу вас сказать несколько слов, как пожелание и напутствие всем нам.
– В первую очередь мне хотелось бы пожелать вашим читателям мира, согласия и взаимопонимания. Азербайджан и Россия сегодня – динамично развивающиеся страны, которые, я убежден, ждет большое будущее. И от нас с вами зависит, сумеем ли мы своими действиями внести свой посильный вклад в то, чтобы приблизить это будущее, или же станем воздвигать препятствия на пути к нему. Очень хочется, чтобы разум возобладал надо всем остальным, чтобы люди, общаясь друг с другом, совершая те или иные поступки, непременно задумывались, насколько это нравственно и полезно, насколько это послужит благу всего общества, благу той страны, в которой мы живем и трудимся.
С Праздником всех вас, с Воскресением Христовым!