Апрель 27th, 2008 | 12:00 дп

Как спасти столицу

  • Расим АГАЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Согласно новому правительственному проекту, Баку в скором времени составит единое целое с Сумгаитом. Таким образом власти надеются разрешить многочисленные городские проблемы, которые многим бакинцам уже сегодня представляются неразрешимыми. Баку задыхается: бакинцам катастрофически не хватает воды, по его узким улицам, многие из которых были рассчитаны на фаэтоны, ни пройти, ни проехать. Ничего нового в этой информации для читателя нет. Увы! Выхлопными газами заражен воздух многих современных городов. Когда-то покойный Алиш Лемберанский – лучший из мэров Баку – говорил мне: «Баку спасает его судьба – ветры, которые дуют каждый третий день. Если б не этот естественный вентилятор, мы бы давно задохнулись, как в газовой камере».

Сейчас нет ни Лемберанского, ни того ветрила: небоскребы – гордость азербайджанской олигархии – неприступной стеной поднялись по всему периметру столицы, изменив розу ветров… Впрочем, эта проблема как-то само собой потеряла свою актуальность ввиду появления новых, куда более невыносимых. Например, бурный и неостановимый рост числа машин. Сколько их сейчас в Баку – никто не знает. Как никто не берется назвать точное число его жителей. Известно, что в конце прошлого века азербайджанская столица входила в число советских городов-миллионеров. Но после того, как здесь поселились беженцы из Армении и оккупированных районов, население города резко возросло. Перебрались сюда и немало азербайджанцев из Грузии, продолжают оседать в перенаселенном мегаполисе и жители из других регионов. Ничего не поделаешь – Баку может дать то, чего нет за его пределами: работу, городской быт и спасительную иллюзию – шанс на лучшую жизнь. Добавьте тысячи так называемых временно проживающих и станет ясно, почему никто не может назвать точное число жителей мегаполиса. То, что далеко за полтора миллиона, – бесспорно. Демографически это уже другой город, принципиально отличающийся от столицы тридцатилетней давности не только количеством, но и качеством человеческого материала. 
«И все же машин больше, чем людей в городе», – грустно шутят бакинцы, глядя на застывшие потоки транспорта на дорогах. 
«Но и полтора миллиона – многовато», – утверждают специалисты по городскому хозяйству, рассчитанному на миллион жителей.
Газеты периодически взрываются описанием жутких сцен грядущего апокалипсиса: не выдержав напряжения, выходит из строя устаревшая система энергообеспечения, не справившись с дождевыми потоками, канализация выбрасывает на улицы содержимое своих изношенных трубопроводов, в центр не могут пробиться ни «скорая помощь», ни пожарные, ни ремонтники.
Фантазии – фантазиями, а прощальная фраза Леонида Ильича, брошенная в последний его приезд в Азербайджан, о том, что жить и работать в Баку – одно удовольствие, сегодня звучит горькой насмешкой. В Баку сосредоточены все правительственные учреждения, все государственные структуры, подавляющее большинство иностранных компаний, отечественных бизнес-структур, почти вся индустриальная мощь республики, весь дипкорпус, все политические и общественные организации, масс-медиа, короче – все, что управляет республикой, все, чем она богата, все, что ее красит и, наоборот, не красит.
Однако нельзя сказать, что городские власти сидят сложа руки. Вот уже два года, как все наличные строительные силы брошены на сооружение мостов. Мосты должны связать разросшиеся микрорайоны, пригороды с центром, вывести грузопотоки за пределы жилых массивов, наконец разгрузить городские магистрали от пробок и заторов. Попасть в город, например, из Мардакян, может, действительно станет легче, но куда поставить машины – стоянки-то давно пошли под новостройки! Теперь обещают начать строительство стоянок. Когда они появятся – неизвестно, а парковаться нужно сегодня, сейчас! Вот почему сообщение о том, что правительство намерено развивать столицу и Сумгаит вместе с прилегающими к ним поселками и селами в рамках единого мегаполиса, вызвало всеобщий интерес. И, как водится, дискуссии – прежде всего среди градостроителей, транспортников, экономистов, демографов, социологов…
«Собственно говоря, Сумгаит уже слился с Баку – село Масазыр, новостройки беженцев разрослись так, что исчезла многокилометровая степь, лежавшая между городами», – справедливо говорят одни (например, Эмиль Ахундов, бывший руководитель Бакгорстроя). Да и демографически они давно составляют единое целое. Авторы проекта шагают за общей тенденцией гипертрофированного роста Баку, превращающего его в своеобразный город-монстр, средоточие всего социально-экономического и культурного потенциала страны. Идея может дать определенный эффект, если в Баку останется вся административно-политическая сфера, а все остальное будет переброшено в Сумгаит. Но такая задача не ставится».
«Мосты, новые трассы для Баку – как мертвому припарки. Они улучшат положение в каком-то одном сегменте жизнеобеспечения города. А создание единого мегаполиса может только усугубить общую ситуацию. Нужен принципиально новый подход, который предусматривал бы коренное решение принявших критический характер городских проблем», – заявляют сторонники радикальных мер. То, что они предлагают, несмотря на экстравагантность, при пристальном рассмотрении представляется самой смелой и, возможно, самой дальновидной концепцией, но и самой дорогой: «Нужно построить новый административно-деловой центр Азербайджана, перебросить туда все правительственные, государственные структуры, весь бизнес, все то, что находится в постоянном взаимодействии с государственным менеджментом. А Баку оставить как нефтяной центр и историко-культурную столицу страны». Ниджат Гулиев, руководитель внешнеэкономического ведомства в период Алиева-старшего, которому принадлежит вышеизложенная идея, утверждает, что Азербайджану вполне по плечу реализация такого грандиозного проекта. «Он располагает ныне необходимыми средствами, в состоянии привлечь инвестиции, воспользоваться своими широкими международными связями, а также имеющимся мировым опытом».
Дороговато? Но и заманчиво… А иначе как сохранить Баку, который поэты еще недавно сравнивали с Неаполем?