Май 11th, 2008 | 12:00 дп

Черная метка 13-му этажу

  • Игорь ДМИТРИЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Комитет по делам национальностей Государственной Думы РФ находится на тринадцатом этаже ее нового здания. Несчастливое число как нельзя лучше отражает статус комитета. Ведь «национальный» комитет является одним из самых малочисленных и неэффективных в Госдуме – печальная иллюстрация нынешнего отношения власти к проблемам национальной политики. Печать числа 13 словно лежала на «национальных» комитетчиках с самого первого созыва. Судите сами.

Первым главой Комитета Госдумы РФ по делам национальностей – с 1993 по 1995 год – был избран экс-представитель Агинского Бурятского АО при правительстве Баир Жамсуев. Ничем примечательным на этом посту он не запомнился и по отбытии депутатского срока вернулся в Агинский Бурятский АО – уже в качестве главы его администрации. И надо же было так случиться, что именно этот субъект РФ одним из немногих был ликвидирован – попал под нож нынешней региональной реформы «административного укрупнения».
Следующим главой думского комитета – с 1996 по 1999 год – был уроженец Узбекистана, экс-вице-президент холдинга «Интеррос» Владимир Зорин. При нем была разработана и подписана президентом Концепция национальной политики России. Бывший депутат был назначен министром по делам национальностей. Однако вскоре министерство было ликвидировано, и Зорин в итоге стал одним из заместителей полпреда президента в Приволжском федеральном округе.
В 2000 году председателем «национального» думского комитета стал краснодарский аграрий Александр Ткачев, который затем становится губернатором Краснодарского края и покидает Думу. А новым главой комитета в январе 2001 года был избран первый секретарь Башкортостанского обкома КПРФ Валентин Никитин. Главным достижением комитета того созыва стала разработка законопроекта «Об Уполномоченном Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации».
Прерогатива «этнического омбудсмена» (как принято называть этот пост на Западе) состоит в том, чтобы он, не относясь ни к одной из трех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной, – рассматривал «этнически окрашенные» жалобы на чиновников у власти. В сферу его действия должны подпадать все действия, связанные с проявлениями этнической дискриминации или блокированием ее преодоления, все поступки, которые ведут к разжиганию межнациональной розни и межэтнических конфликтов.
Авторами законопроекта стали сразу одиннадцать депутатов, представлявших различные политические силы и регионы многонациональной России, в том числе тувинец Каадыр-оол Бичелдей, удмуртка Светлана Смирнова, чеченец Асламбек Аслаханов, бурят Сергей Будажапов, башкир Рагиб Гимаев, русский – кировчанин Владимир Казаковцев… Однако законопроект был прочно положен под сукно.
Никитин вроде бы пытался что-то сделать и даже протестовал. Семинар-совещание председателей законодательных органов государственной власти, которым руководил глава думского комитета, принял обращение к федеральной власти, в котором констатировалось, что «не решены проблемы бюджетного обеспечения реализации национальной политики, не отрегулированы вопросы взаимоотношения государства и национальных общественных объединений, не созданы соответствующие институты защиты прав народов и национальных меньшинств России, не отлажена на государственном уровне структура управления межнациональными отношениями, практически отсутствует учет этнокомпонента при формировании кадрового потенциала органов государственной власти и местного самоуправления. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и правоохранительные органы не принимают достаточных мер по пресечению любых проявлений шовинизма, национализма, расизма и экстремизма, умышленных действий, направленных на разжигание межнациональной розни».
Однако все призывы Никитина со товарищи воссоздать Министерство по делам национальностей, разумеется, остались неуслышанными.
Комитет по делам национальностей четвертой Госдумы установил своеобразный рекорд. В него вошли всего шесть человек, четверо из которых числились его зампредами! Председателем же с 2004 по 2007 год стал бывший глава исполкома НДР, а потом зампред исполкома «Единства» Евгений Трофимов. В «Единой России» он не прижился, и должность главы комитета стала его предпенсионной синекурой. О прежней активности и уж тем более протестах комитета в адрес федеральной политики нужно было прочно забыть. Вся работа протекала лишь в русле «расширения взаимодействия как с государственными, так и с общественными структурами страны». Трофимов же активно занимался «обменом опытом» с зарубежными коллегами на увлекательных заграничных мероприятиях…
В плане законотворческой деятельности комитета пятой Думы стоят лишь те законопроекты, которые были разработаны еще в Госдуме предыдущего созыва под руководством того самого Трофимова. Главой Комитета по делам национальностей избран теперь уже бывший «серый кардинал» КПРФ Валентин Купцов, который до недавнего времени контролировал практически все ее организационно-финансовые вопросы. Кроме него, в состав комитета входят лишь семь человек.
Еще более показательно, что первым зампредом комитета от «Единой России» стал генерал-полковник МВД Аркадий Баскаев. Как тонко и чутко наши доблестные правоохранительные органы проводят национальную политику в стране, не понаслышке знает любой выходец из ее окраин!
На недавней встрече Купцова с комиссаром ОБСЕ Куртом Воллебеком последний заговорил о «проблемах новых нетрадиционных национальных меньшинств, которые появились в последнее время в результате миграции». В связи с этим Купцов отметил, что в Российской Федерации нет напряженной ситуации, связанной с национальными меньшинствами, и есть необходимые демократические средства для решения их экономических, социальных, этнокультурных проблем. Что ж, блажен, кто верует…