Май 12th, 2008 | 12:00 дп

Симуляция Первомая

  • Ибрагим МЕЛИКОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Россия отметила очередной Первомай – День труда. Как известно, это один из праздников, сохранившихся с советских времен. Но что это за праздник?

История Первомая уходит корнями в конец ХIХ века, когда рабочие Чикаго организовали массовые действия, требуя улучшения условий труда. С тех пор он стал днем борьбы всего рабочего класса за улучшение своего положения. В советские годы он стал днем солидарности всех трудящихся. Советские люди демонстрировали свою солидарность с рабочими всего мира, борющимися за свои права. Выражением этого был известный лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Но какой смысл вкладывается в Первомай в нынешнее постсоветское время? Судя по всему, это день борьбы за улучшение условий жизни трудящихся – так же, как было до советской власти. На митингах говорилось о многочисленных проблемах трудящихся, о росте цен, инфляции, о тяжелой ситуации с зарплатой в бюджетной сфере, с пенсиями, детскими пособиями и т.д.
До советской власти объектом критики была власть. Однако сейчас высказывалась солидарность с официальной властью. Кто же тогда, как говорится, виноват? Оказывается, класс чиновников! Представляется так, что власть проводит поистине народную политику, а ее реализации препятствуют чиновники. Ясно, что эта схема не соответствует действительности.
Видимо, это одна из примет времени, когда в социальной действительности возникают многочисленные, как говорят философы-постмодернисты, симулякры – символические явления, которые, будучи всего лишь имитацией действительности, начинают замещать саму действительность. Для нынешней эпохи, которую окрестили ситуацией постмодерна, характерно то, что симулякры – результат симуляции – становятся значимее, чем сама действительность. Наглядным примером симулякра может служить бульонный кубик, суп из которого по существующей версии лучше бульона, приготовленного из курицы.
Постмодернисты говорили о явлениях, связанных с созданием новой исторической реальности. Первомай же в постсоветское время – это, безусловно, симулякр, но отличающийся тем, что связан с сохранением прошлого, с имитацией эпохи, которая осталась позади в истории.
Есть праздник, который оставили с советских времен как некий рудимент, но нет идеи, стоявшей за ним. Сам трудящийся народ, наверное, воспринял его более здраво, оценив его как просто дополнительный выходной день, когда можно поехать на дачу. Но именно отсутствие идеи порождает ситуацию абсурда. Абсурдность усиливается многочисленными выражениями солидарности с Абхазией и Осетией в вопросе, никак не связанном с днем труда. Попытка сохранить этот праздник неизбежно становится симуляцией советской эпохи.
Интересно, что если в 90-е годы на первомайских мероприятиях хоть как-то были видны профсоюзы, то сейчас он стал акцией политических партий. Причем каждая собиралась отдельно, у каждой был свой собственный маршрут движения, свой митинг, своя солидарность. Это – еще одно подтверждение ситуации постмодерна, когда нет единства, а есть многочисленные центры, существующие самостоятельно. Правда, в постмодернистской схеме центры между собой никак не связаны, чего не скажешь о рассматриваемой ситуации. Возможно, что они режиссируются из одного центра. Но это, видимо, и есть специфика симулякра, имитирующего прошлое.