Май 19th, 2008 | 12:00 дп

Посторонись, дорога!

  • Ширин МАНАФОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Проект транспортного коридора «Север-Юг» должен создать единое железнодорожное сообщение из стран ЕС через Россию и Азербайджан в Иран, Индию и далее в страны Юго-Восточной Азии. Это – «Шелковый путь» на колесах. В апреле проект приобрел динамику: 2 апреля в Тегеране и 11 апреля в Баку состоялись встречи представителей управления железными дорогами России, Азербайджана и Ирана. Но в подписанном трехстороннем меморандуме о взаимопонимании нет ни слова о защите окружающей среды.

Стороны согласовали решение об ускоренном строительстве железнодорожных путей в Иране на участке Казвин – Решт – Астара (Иран) – Астара азербайджанская. К этому участку работы у азербайджанских экологов нет вопросов. Но линия железной дороги в субтропической зоне Азербайджана вызывает серьезные нарекания.

С советских времен эта дорога проходила по берегу Каспия. После подъема моря на некоторых участках железная дорога оказалась буквально в трех метрах от моря. Например, в районе села Вель Астаринского района. И никто не гарантирует, что атака моря на сушу прекратится.

Есть и вторая причина отвести полотно железной дороги подальше от моря. В субтропической зоне линия железной дороги вдоль берега Каспия уничтожает шанс создать в трех южных наших районах туристическо-курортную зону. По проекту «Север– Юг» наибольший объем работы предполагается провести в Иране, где железной дороги до Астары нет до сих пор. На территории Азербайджана предусмотрен небольшой объем строительства – надо только построить участок в 8 км до Астары иранской, а также станцию для смены колесных пар, здание для таможни и для пограничников.

– Если речь идет только об этом участке в 8 км, – говорит председатель НПО «Тета-Хазри» Лидия Гулузаде, – то наши потери будут огромны. По проекту развития Ленкорани на береговой полосе этого города должно быть возведено несколько санаторно-курортных комплексов и отелей. Если они будут возведены, то станут единственными в мире отелями и курортами, по пляжам которых проходит железная дорога. Одним словом, развитие Масаллинского, Ленкоранского и Астаринского районов требует пересмотра маршрута и переноса азербайджанского участка дороги коридора «Север–Юг» в глубь территории этих районов на расстояние минимум 20 км от берега моря. Сейчас, когда идут проектные работы, экологи обращаются к руководству Управления азербайджанской железной дороги с требованием внести изменения в маршрут на нашем участке дороги. Будущее самой населенной части Азербайджана не может зависеть только от таможенных доходов от транспортного коридора «Север–Юг». Развитие туризма и инфраструктуры в Ленкорани, Масаллы и Астаре гарантирует стране гораздо большие прибыли, чем эксплуатация транспортного коридора. Решать проблему надо сейчас, после введения в эксплуатацию проекта «Север–Юг» делать это будет уже поздно. В июне намечено очередное совещание в Баку, на котором и надо изучить проблему побережья субтропиков.