Май 19th, 2008 | 12:00 дп

Судьба как песня

  • Галина МИКЕЛАДЗЕ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Известная азербайджанская певица Шовкет Мамедова – человек из того непростого времени, когда на изломе веков многое, что сегодня нам кажется естественным, пробивало себе дорогу к сердцам людей в нелегкой борьбе с «хранителями традиций», ломая стереотипы отжившего прошлого. Она сумела подняться над обыденностью и стала новатором и первооткрывателем. Родилась она 18 апреля 1897 года в Тифлисе в семье бедного сапожника-кустаря Гасана Мамед оглу Мамедова из селения Коша Кимле Борчалинского уезда бывшей Тифлисской губернии и уроженки Тифлиса Хуршуд Султановой. Родители уделяли большое внимание образованию детей – дочери Шовкет и сына Мугбиля.

В шесть лет девочка поступила в частную школу, а позже в Тифлисское музыкальное училище. Она обладала приятным голосом, который вместе с природной музыкальностью придавал ее пению особую проникновенность, Шовкет никогда не расставалась с песней. И это понятно – с детства она была окружена музыкой, почти все ее родственники – мама, дядя и другие домочадцы – в свободные минуты играли на гармони, дэфе (разновидность национального ударного инструмента), очень любили танцевать и петь.

Памятным стало для Шовкет выступление на устроенном Тифлисским артистическим обществом благотворительном вечере, хозяйкой которого была супруга наместника царя на Кавказе графа Воронцова-Дашкова. Здесь девочке пришлось оказаться лицом к лицу с серьезной аудиторией.

В январе 1910 года скончался отец Шовкет. Этой же весной, когда она окончила музыкальное училище, встала проблема поиска средств на дальнейшее образование – ее и брата. Решившись обратиться за помощью к известному своей широкой благотворительностью предпринимателю Зейналабдину Тагиеву, Шовкет вместе с бабушкой приехали в Баку.

Осенним днем 1911 года юная певица вышла совершенно счастливой из тагиевского особняка: меценат выдал ей 200 рублей наличными и пообещал высылать по 40 рублей в месяц для учебы в Италии, в Милане.

Надо ли рассказывать, с какой пользой Шовкет использовала представившуюся возможность учиться в Италии! Она устроилась в недорогой пансион, а потом уговорила давать ей уроки Дотти Амброзио – бывшую солистку «Ла Скала», замечательного педагога. Однако профессиональные занятия продолжалось лишь семь месяцев: меценат по какой-то неведомой причине перестал посылать деньги. Пришлось возвращаться в Баку.

Узнав о том, что Шовкет возвратилась, не закончив курса обучения, великий Узеир Гаджибеков – основатель азербайджанского музыкального театра – принял горячее участие в ее судьбе. Он задался целью собрать сумму, необходимую для того, чтобы вновь отправить Шовкет для доучивания в Италию – с помощью благотворительного спектакля с ее же участием.

Поначалу казалось, что все складывается как нельзя лучше. Даже Тагиев преподнес юной певице большую корзину цветов, но события приняли драматический оборот: реакционеры и фанатики не хотели смириться с тем, что петь на сцене может женщина-азербайджанка, и пришли в театр сорвать ее выступление. Они в голос возмущались происходящим на сцене, а потом и вовсе стали покидать зал, бросая оскорбительные реплики в адрес «нечестивой девчонки». Касса театра была опечатана и выручка (1500 рублей), предназначавшаяся для поездки Шовкет в Италию, конфискована.

Спустя несколько дней в журнале «Ишыг» появилась заметка о том, что Шовкет Мамедова – ужасный пример для жен и дочерей, что ее пример может привести к тому, что «наши женщины начнут танцевать в балете!».

Узнав о том, что местные бандиты собираются убить молодую певицу, доктор А.Х.Ахундов, на квартире которого жила Шовкет, под покровом ночи отправил девушку на станцию Баладжары. Там друзья, снабдив ее деньгами, посадили в поезд на Тифлис. Но и там она не предалась отчаянию, а, взявшись за учебу, завершила среднее образование.

В 1915 году Шовкет Мамедова вышла замуж за Якова Исаевича Любарского, с которым познакомилась еще в Милане, где он учился в политехническом институте. Молодому инженеру, разносторонне образованному человеку, владевшему несколькими иностранными языками и отлично игравшему на фортепиано, предстояло пройти еще и курс обучения в одном из вузов Киева, и молодые супруги уехали на Украину. Здесь Шовкет ханум общалась с самыми знаменитыми вокалистами, совершенствовала свое мастерство как вольнослушательница Киевской консерватории, готовила сложнейшие вокальные партии с известными мастерами и выступала на прославленных сценах. Так что к моменту возвращения в Баку в 1922 году она уже была зрелым мастером, активно включившимся в водоворот культурной жизни Азербайджана. Она стала той первой женщиной-азербайджанкой, которая пропагандировала произведения восточных авторов и вместе с тем великолепно исполняла западноевропейскую классику.

Резонанс поворота ее судьбы навсегда изменил отношение к талантливым женщинам, обретшим право на собственное достоинство, на самовыражение.

В 1925 году Шовкет Мамедова – уже признанная артистка. Ее включают в состав советской делегации как представительницу элитарного искусства, которой подвластно исполнение самых изысканных образцов мировой вокальной классики. Почти два года певица гастролировала в городах Франции, где ей неизменно сопутствовал большой успех. Заинтересовались ее искусством не только музыканты, но и этнографы, занимавшиеся музыкальным фольклором Востока. Знатоки даже организовали запись азербайджанских народных песен на грампластинки – так были увековечены в исполнении Ш.Мамедовой «Ери ха ери», «Сен ки беля деилдин», турецкая народная песня «Ускудар».

В то время Азербайджанский государственный театр оперы и балета ставил все новые спектакли с участием Шовкет ханум, и она работала над ролями, находя творческое удовлетворение в поистине изнуряющем исполнительском труде. Но продолжала заботиться о приобщении талантливой молодежи к высотам культуры.

Именно после ее докладной записки и выступления со статьей в газете «Коммунист» Наркомат просвещения уже 1 октября 1923 года известил о начале работы в Баку Театрального училища, куда в качестве преподавателей были приглашены известные и весьма уважаемые деятели культуры, литераторы, ученые.

Неоценима заслуга Ш.Мамедовой в организации в Азербайджане уже в 1923 году нотного издательства – как его первый директор она много сделала, чтобы опубликовать обработки азербайджанских народных песен. Это положило начало изучению нашего музыкального фольклора и за пределами Азербайджана.

Позднее, в 1931 году, она обобщила свои многочисленные наблюдения и публикации о взаимосвязи музыкальной культуры разных народов, о принципах подготовки вокалистов для оперного театра в монографии «Пути развития азербайджанского музыкального театра», изданной в Москве и привлекшей к себе внимание специалистов.

Когда сразу же по окончании Великой Отечественной войны Узеир Гаджибеков, возглавлявший в то время консерваторию, привлек актрису к преподавательской работе, она уже имела собственные принципы в области музыкального образования и, вплоть до 1948 года выступая на сцене, увлеченно передавала талантливым студентам свой богатейший опыт как профессор и заведующая вокальной кафедрой.

Народная артистка СССР, награжденная орденами и медалями, певица Шовкет Мамедова – человек, с чьим именем связана целая эпоха становления и развития азербайджанского музыкального театра, сделавшая так много для развития культуры своего народа.

 Она скончалась 8 июня 1981 года. На фасаде дома, в котором она прожила много лет в Баку, установлена мемориальная доска, сообщающая о том, что здесь жила замечательная певица, человек, оставивший глубокий след в развитии азербайджанского искусства, – великая Шовкет Мамедова.