Май 25th, 2008 | 12:00 дп

Нерасторжимая связь времен

  • Афранд ДАШДАМИРОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Девяносто лет назад состоялся судьбоносный прорыв в многовековой истории азербайджанского народа. 28 мая 1918 года в Тифлисе образовался временный Национальный совет полномочных представителей азербайджанского народа – подлинной элиты нации. Он принял Постановление о провозглашении Азербайджана независимым государством. Впервые в нашей истории была учреждена светская Азербайджанская Демократическая Республика, и сообщение об этом было направлено во все политические центры мира.

16 июня Национальный совет и вновь образованное правительство переселились во временную столицу АДР – Гянджу. Баку в это время находился под властью большевистских комиссаров. Страну раздирали политические распри, анархия и межнациональные противоречия. Нарастало гражданское противостояние. Присутствие войск иностранных держав лишь усугубляло кризисную ситуацию в Азербайджане. Из выступления лидера партии Мусават, первого председателя Национального Собрания АДР Мамеда Эмина Расулзаде: «Азербайджанский идеал, рожденный вследствие мировой войны и российской революции и делающий первый шаг на арене политической жизни, переживает невыразимо важные минуты. Дойдет ли это новорожденное тюркское политическое дитя до совершеннолетия… или погибнет как хилый ребенок?.. Вот момент, когда на долю лиц, взявших в свои руки судьбу Азербайджана, выпадает… самый важный долг – не дать погибнуть Азербайджану… Азербайджан будет полностью пользоваться положительными принципами и свободами российской революции и, не сомневаюсь, что в независимом Азербайджане общественные и личные свободы… будут шире, чем в прежней деспотической России… Да здравствует Азербайджан! Да здравствует тюркский народ!»

 
Истоки
 

Первая Азербайджанская Республика возникла не на пустом месте. Ей предшествовала титаническая духовная просветительская работа блестящей плеяды выдающихся деятелей азербайджанской культуры, искусства и науки XIX века. Среди них – Мирза Фатали Ахундзаде, Гасанбек Зардаби. Они первыми заговорили о независимости, создании собственного государства, о свободной политической жизни на принципах народной демократии. Выдающиеся деятели тюркского мира Алибек Гусейнзаде, Ахмедбек Агаев были одними из творцов идей туранизма, пантюркизма, стимулировавших азербайджанское национальное движение. Гусейнзаде был первым среди деятелей культуры, кто не ограничивался вопросами народного просвещения, образования. Он сформулировал ключевой лозунг национального движения: тюркизация, исламизация, европеизация. Этот лозунг был взят на вооружение следующим поколением общественных деятелей. Он лег в основу идеологической платформы партии Мусават (Равенство), ее политической программы, нашел символическое воплощение в цветах государственного флага первой (1918–1920) и третьей (1992) республик.

 
Завоевания АДР
 

Первая Азербайджанская республика просуществовала недолго – историческая фортуна отпустила слишком короткий срок, чтобы довести до совершеннолетия «тюркское политическое дитя». Тем не менее еще хрупкая мусаватская власть строила молодое государство, отстаивала, закрепляла его территориальную целостность, вела отчаянную борьбу за политическую и экономическую стабилизацию. Центральным для всей деятельности правительства АДР был вопрос о международном признании республики. Руководители молодого государства успешно продвигались и в этом направлении, принимая активное участие в мирной Парижской конференции.

Главным наследием АДР стали демократические основы правового устройства государства. Непреходящим ее завоеванием стала идея, определившая дальнейшую историческую судьбу азербайджанского народа. Это была главная азербайджанская идея неотъемлемого права народа на собственную государственность, реально осуществленную АДР. И это стало тем важнейшим завоеванием, которое унаследовал советский Азербайджан.

Создатели АДР вернули, восстановили, закрепили в правовых документах название нашей страны – Азербайджан. Восстановили подлинное самоназвание нашего народа – тюрки, азербайджанские тюрки, а не навязанное империей «закавказские татары». И эта линия была продолжена в советском Азербайджане, трансформировавшись в этноним «азербайджанцы».

 
Преемственность
 

Государственный суверенитет Азербайджанской Советской Социалистической Республики во многом носил формальный, имитационный характер. Но при всем этом, выполняя комплекс политических, управленческих, организационных функций, администрация советского Азербайджана в качестве национального квази-государства в составе СССР, обслуживала этнокультурные, этносоциальные, общественно-политические потребности населения страны, обеспечивала консолидационные процессы в жизни нации. Таким образом, была продолжена стратегическая линия АДР на общественное развитие азербайджанского народа как государствообразующей нации. Разумеется, на другой советской идеологической основе. Однако, если заглянуть за советский пропагандистский фасад, то обнажается главный итог развития азербайджанской нации в XX веке. Он состоит в современном статусе Азербайджанской Республики как свободного, суверенного государства, являющегося субъектом собственной судьбы и международных связей и отношений, суверенного члена мирового сообщества.

Из распоряжения президента АР Гейдара Алиева о проведении 80-летия Азербайджанской Демократической Республики:

28 мая – исторический день, вошедший в жизнь азербайджанского народа как большое и знаменательное событие. Азербайджанская Демократическая Республика, объявив нашу независимость, продемонстрировала стремление нашего народа к независимости. В период, в течение которого Азербайджан находился в составе СССР, он сумел сохранить многие государственные атрибуты, развивал экономику и культуру. Хотя как независимое государство АДР пала, но республиканский строй жил, чувство независимости никогда не покидало наш народ.

 
Коллизии исторической памяти
 

Кто-то из французских философов и политиков прошлого века заметил, что если народ предает забвению какой-либо период своей истории, то тем самым он как бы ампутирует себя и настолько же становится меньше. Как известно, советская власть в соответствии с пролетарскими установками вырезала многие не соответствовавшие им фрагменты и эпизоды дореволюционной истории народов СССР, в том числе и русского народа. В полной мере это относится и к истории АДР – она фальсифицировалась, многое ставилось с ног на голову, особенно в отношении армяно-азербайджанских противоречий 1918–1920 годов. Начиная с конца 1980-х годов, благодаря ученым Института истории Национальной академии наук Азербайджана восстанавливается история АДР, последствия «ампутации» преодолеваются.

Теперь мы сталкиваемся с очередной попыткой «ампутации» уже 70-летнего советского периода истории Азербайджана. Хотя советский Азербайджан возник как отрицание демократического Азербайджана, в вопросах национально-культурного строительства, решения модернизационных задач строительства новой жизни народа вторая Азербайджанская Республика, как уже отмечалось, стала в определенном смысле следствием обновленческих усилий первой Азербайджанской Республики. Не будем скупиться и честно признаем, что за 70 советских лет при всех трагических событиях и явлениях той поры в жизни азербайджанской нации произошли глубокие, позитивные изменения в сфере культуры и образования, в экономике и социальной жизни, в массовом сознании национальной гордости и патриотизма. Не признавая это, никак не объяснить того, что национально-демократический опыт АДР оказался востребованным на финальном отрезке позднесоветского периода истории Азербайджана.

XX век показал, как разрыв исторических связей между поколениями разъединяет нацию, отчуждает соотечественников. Когда историческая память становится ареной политических битв, это приводит к историческому беспамятству. Тогда как осознание общности исторической судьбы удерживает нацию от распада – вопреки вызовам и катаклизмам меняющихся эпох. Ни один народ не способен отстоять и развить то, что имеет, не будучи вооружен ясной исторической памятью, высоким гражданским сознанием.

Эта проблема имеет отношение и к азербайджанской диаспоре, которую связывает с родным Азербайджаном в первую очередь общность исторических судеб нашего народа, общая историческая память. Как бы временами она ни была горька, общая историческая судьба – первое условие существования древнего очага Отечества в настоящем и будущем. Это приоритетная морально-политическая ценность, источник единения азербайджанцев, где бы они ни жили.