Май 25th, 2008 | 12:00 дп

Прогноз сбывается

  • Павел ВОЛОШИН
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Первые шаги президента Дмитрия Медведева в сфере международной политики доказали правоту ведущих российских и зарубежных экспертов. Как и предполагалось, преемственность власти определила, в том числе, и внешнеполитический курс страны. Во всяком случае, если в вопросах социально-экономического развития России еще возможны неожиданные повороты, то основные задачи отечественной дипломатии глава государства назвал еще в ходе своих предвыборных выступлений. Главный внешнеполитический приоритет был определен еще до выборов: это развитие контактов со странами ближнего зарубежья.

Важнейшей задачей России останется защита своих интересов. Но внешнеполитические акценты, как считает большинство политологов, сместятся в зону постсоветского пространства. Не случайно в одном из своих выступлений Дмитрий Медведев пообещал, что свой первый визит в качестве главы государства совершит в одну из стран СНГ. Перед Российской Федерацией стоит задача: усилить свое влияние на постсоветском пространстве. Реализация этой цели в конечном итоге и очертит характер взаимоотношений с каждой из сопредельных стран.

 
Регион Прибалтики
 

Как отметили западные наблюдатели, на избирательных участках в прибалтийских республиках Дмитрий Медведев получил на 10–15% голосов больше, чем в среднем по России. Значит, соотечественники в Эстонии, Латвии и Литве связывают свои надежды именно с ним как с продолжателем политического курса Владимира Путина. Прежде всего речь идет о последовательной защите представителей «нетитульной» нации. Проблем и в самом деле хватает: в Прибалтике продолжается политика укрепления основ этнократических режимов, дискриминации и ассимиляции постоянных жителей, не принадлежащих к титульным этносам. Положение русскоязычной диаспоры в Латвии и Эстонии не раз вызывало озабоченность депутатов Европарламента. Тем не менее позицию России в отношении этих стран формируют экономические реалии. А они таковы, что прибалтийский регион в ближайшем будущем останется на периферии российской внешней политики. Возможность для перехода к более динамичному развитию отношений существует, но зависит она прежде всего от позиции местных властей. Примером может служить Латвия, руководство которой делает реальные шаги к углублению экономического и политического сотрудничества.

 
Регион западных рубежей
 

Россия была и остается ключевым государством в Восточной Европе. Фактически каждый шаг стран этого региона представляет собой выбор определенной формы отношений с Россией. За прошедшие после распада СССР годы стало очевидно, что Украина и Белоруссия, страны, с которыми Россию связывают общие национальные и культурные корни, по-разному воспринимают свои отношения с великим восточным соседом. И если Белоруссия демонстрирует намерение продолжить интеграцию в союзное с Россией государство, то, как отмечает политолог Алла Присяжнюк, российско-украинские отношения превратились в сплошную зону конфликта. При этом каждая из сторон пытается решить политические вопросы экономическими средствами.

 Мощь арсенала энергетической войны уже была продемонстрирована зимой 2005 года, когда Россия демонстративно повысила цены на поставляемый газ, объявив о начале строительства обходных маршрутов. В ответ Украина, пережившая оранжевую революцию, объявила о своем желании немедленно интегрироваться в западные военно-политические структуры, включая блок НАТО. Очевидно, что дальнейшее развитие конфликта привело бы в тупик обе страны. Тем более что экономическая подоплека ссоры двух братских республик постепенно нивелируется: учитывая то, какими темпами растет потребление газа в Европе, даже при запуске обходных маршрутов Россия вряд ли откажется от украинской «трубы».

 
Регион особого внимания
 

Как отмечают многие эксперты, основным направлением политики Москвы на постсоветском пространстве станут Центральная Азия и Южный Кавказ. Именно эти два региона дают основания для проекта превращения России в энергетическую сверхдержаву. Возрождающиеся здесь сегодня интеграционные процессы идут на пользу всему СНГ, созидательный потенциал которого еще далеко не исчерпан. России, выступающей одним из центров интеграции, не мешало бы присмотреться и к деятельности Организации экономического сотрудничества (ОЭС), в которую наряду с Турцией Ираном, Пакистаном и Афганистаном входят Азербайджан и республики Центральной Азии.

Экономика и здесь задает тон политике. В ближайшие годы на роль основного внешнеполитического партнера в СНГ России может претендовать Азербайджан – ключевое государство Южного Кавказа, в котором к тому же нет массовых антироссийских настроений. Каспийская нефть и в меньшей степени газ – важные элементы системы новой, независимой от Москвы энергобезопасности ЕС. Поэтому партнерство России с этой страной стоит финансовых и политических затрат, которые неизбежны при острой конкуренции с великими державами за влияние в любом крупном постсоветском государстве. Правда, для развития интеграционных процессов и дальнейшего эффективного сотрудничества Российская Федерация должна по меньшей мере конкретизировать свою позицию в отношении карабахского конфликта. Более того, сама логика двусторонних отношений России и Азербайджана требует от Москвы приложить все силы для освобождения территорий Азербайджана, в настоящее время оккупированных соседней Арменией. Оставив в стороне рассуждения о международном праве, этике и морали, можно отметить прагматизм такого шага. В самом деле, Азербайджан, превращаясь в весомого политического игрока в регионе, занимает все более значимые позиции в мировой политике. А значит, именно Баку, а не Ереван, способен стать союзником России в ее стремлении максимально обеспечить свои политические и экономические интересы.

 
 
Указ недели
 

Дмитрий Медведев подписал указ о создании Федерального агентства по делам СНГ. Как сообщает АПА со ссылкой на МИД России, представитель министерства Борис Малахов отметил, что решение о создании Федерального агентства по делам СНГ является еще одним подтверждением повышения практических усилий России в направлении укрепления связей со странами СНГ: «Укрепление взаимодействия со странами Содружества, нашими ближайшими соседями и партнерами, рассматривается МИД России как ключевой приоритет в рамках общей внешнеполитической линии, утвержденной президентом Российской Федерации». Б.Малахов отметил, что в настоящее время прорабатываются необходимые организационные и технические вопросы функционирования агентства.