Май 31st, 2008 | 12:00 дп

100 лет на кончике карандаша

  • Нигяр МУСАЕВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Истории азербайджанской карикатуры – более 100 лет. Она ворвалась в нашу жизнь одновременно с первыми порывами демократических ветров начала XX века, оставив потомкам увлекательнейшие рисунки на страницах первого сатирического журнала «Молла Насреддин». Советский период подарил плеяду блестящих карикатуристов и журнал «Кирпи», которого боялись как огня чиновники и завмаги, бюрократы и цеховики – настолько он был влиятелен. И сегодня азербайджанская карикатура жива и вызывает интерес как у нас, зрителей, так и у профессиональных художников. И подтверждение тому – выставка «Азербайджанская карикатура: вчера и сегодня», которая прошла в Стамбуле этой весной. О ней, равно как и о нынешнем состоянии национальной карикатуры, сегодня расскажет председатель Объединения карикатуристов Азербайджана Байрам Гаджизаде.

– Как возникла идея проведения выставки и как она была представлена в Турции?

– Инициатором и основным организатором ее стал мой давний друг и коллега из Турции – художник Юрдагюн Гекар, занимающийся этим жанром на протяжении 50 лет. Однажды я отправил ему свою книгу «Азербайджанская карикатура вчера и сегодня», после чего он загорелся идеей познакомить Стамбул с азербайджанской карикатурой. Организационную поддержку оказали исполнительные власти города и Министерство по культурным и социальным делам Турции.

На выставке были представлены работы, охватывающие всю историю карикатуры Азербайджана – со времен журнала «Молла Насреддин» до произведений современных авторов.

Это была первая зарубежная выставка такого рода. Ранее работы наших карикатуристов выставлялись в формате международных конкурсов или же в рамках персональных выставок, но такой разнообразной по тематике и конкретной по территориальной принадлежности у нас не было.

– Были ли представлены на выставке работы молодых художников?

– Да, карикатуры Инджи Исмайлова, Афет Исаевой, Эльнура Керимова, Рагима Гасанова, Рашада Гулиева, Гюнель Ахмедовой и др. Все они молоды, хотя многие из них уже имеют престижные призы и награды и вообще делают большие успехи.

– Стало быть, молодежь привлекает карикатура?

– Судите сами. На сегодняшний день наше объединение насчитывает 80 членов, 60 из которых – молодые художники, студенты и выпускники факультета графики Художественной академии.

– Это особенно любопытно, если учесть, что сегодня карикатура не представляет собой хорошо оплачиваемый вид искусства…

– Совершенно верно. Карикатура не приносит своим авторам никаких доходов, не считая копеечных гонораров. Азербайджанские карикатуристы получают от своей работы исключительно моральное и эстетическое удовлетворение. Это скорее хобби, нежели основное занятие. Не более четверых наших карикатуристов занимаются ею профессионально, в смысле – постоянно. Для остальных – это по настроению, как хобби. Но если Азербайджан и проигрывает количеством, то с лихвой выигрывает качеством. Вот пример. В соседнем с нами Иране насчитывается около 3 тысяч карикатуристов. И на международных конкурсах они присутствуют в полном составе. От Азербайджана на тот же конкурс едут человек пять, не более. Но все они, эти пятеро, неизменно получают призы и дипломы.

– Есть ли у современной азербайджанской карикатуры какие-то отличительные особенности?

– В последнее время сильно изменилась тематика карикатур. В советский период карикатура была идеологизирована, основным ее предназначением являлась агитация, высмеивание социальных проблем и частных недостатков, возможно, по этой причине она была локальной и острой. Сейчас в азербайджанской карикатуре практически отсутствует политическая тематика. Карикатуры создаются на глобальные, общечеловеческие темы, затрагивают мировые проблемы: экологию, терроризм, СПИД и т.п. В этом есть свои плюсы, например: ломаются национальные и языковые границы, карикатура становится одинаково понятна и близка всем.

– Понятно, что больших денег карикатура своему автору принести не может. А большие неприятности?

– У нас их пока не было. С одной стороны, это, возможно, связано с уже упомянутыми изменениями тематики карикатуры. С другой – должностные лица, чиновники и прочая, то есть те, кто может «устроить» пресловутые «неприятности», являются все-таки вменяемыми, современными людьми, которые адекватно относятся к критике, сатире, юмору… Другое дело, что порой критика перерастает в оскорбления, как это случилось со скандально известными датскими карикатурами на пророка Мухаммеда. Нечто похожее не так давно произошло и в Иране – карикатуры оскорбили национальные чувства огромного количества проживающих в этой стране азербайджанцев, вынудив их выйти на улицы в знак протеста. Я считаю, что карикатурист должен обладать тактом и чувством меры и не скатываться до оскорблений и провокаций, ущемления человеческого или национального достоинства.

– В начале нашей беседы вы упомянули, что не смогли присутствовать на открытии выставки в Стамбуле…

– По времени это совпало с проходящим в Баку I международным конкурсом карикатур «Молла Насреддин». Азербайджан-2008». Это очень масштабный проект. В нем участвовали художники 50 стран, в том числе Англии, Франции, Китая, Польши, ЮАР, Аргентины, Перу. 250 художников представили 1000 своих работ. Жюри конкурса было также международным: в него входили 11 именитых карикатуристов мира. Победителями стали Ставомир Лузински (Польша), Шахрам Резаи (Иран), Сейран Джафарли (Азербайджан). Это очень яркие художники, которых – уверен – ждет мировая слава. Впрочем, поживем – увидим.