Май 31st, 2008 | 12:00 дп

Балл золотник, да дорог

  • Фархад АГАМАЛИЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Песня остается с человеком. Или не остается
Для эстетов расхожее словцо «попса» – это что-то вроде брезгливого определения дурной болезни, название которой в приличном обществе не произносят. Между тем как оно попросту обозначает музыку популярную, распространенную значительно шире, чем классика или, скажем, джаз. В советское время «популярная» и «эстрадная» были синонимами. «Попсу» пели Хулио Иглесиас и Джо Дассен, Тото Кутуньо и Муслим Магомаев. «Попса» – это обозначение жанра, а не качества. Качество того, что пел каждый из вышеперечисленных исполнителей, было очень высоким.

Это было искусство. Потому мелодии их песен и слова, услышанные, страшно сказать, полжизни назад, на слуху и сегодня. Потому что сперва они западали в душу. Назовите, в смысле напойте, навскидку хотя бы одну мелодию из прозвучавших на «Евровидении-2008». Ну, возможно, профессиональные музыканты или особо продвинутые на слух и вспомнят, поднатужившись. А вот чтобы не тужась, чтобы песня, как славное вино, сразу «работала» в кровь и оставалась в ее составе – вспомните? То-то же…

Конкурс «Евровидение» словно лакмусовая бумага проявляет состояние здоровья современной популярной музыки в Старом Свете. Диагноз – здоровье плохое. Основные симптомы – стагнация, отсутствие свежих идей. Когда целый ряд песен воспринимается, во всяком случае лично мной, как переходящее одно в другое продолжение одной и той же, только на разных языках и в разных темпоритмах. Причем, чем скуднее авторский замысел, тем пышнее и развесистее клюква припевок, приплясок и прочих розово-голубых сопровождений внеэстетического характера.

В этом и только в этом смысле возьму на себя смелость заявить, что азербайджанский дуэт, Эльнур и Самир, явили публике единственный по-настоящему свежий по идее номер на конкурсе. Не потому, конечно, что вообще нова сама идея рок-оперы, пусть и в трехминутном формате. Но чистейшее меццо-сопрано в сопряжении с мугамными тонами и мелизмами – такое на «Евровидении» звучало впервые, что, вкупе с высоким качеством исполнения, резко выделяло азербайджанских певцов из общей серой массы. И пусть обозреватель «МК» А.Гаспарян обозвал их номер «почти детской неожиданностью», – это выявляет только степень его осведомленности в особенностях возрастной физиологии. Восьмое место азербайджанских дебютантов – несомненный успех в сомнительного качества песенном состязании. Но если бы певцов оценивали по гамбургскому счету, без лоббирования «своих» и вытаптывания «чужих» при голосовании, я бы нашим присудил первенство. За, повторюсь, свежесть идеи их композиции.

Само же лоббирование – продолжим называть так пошлое распределение шишек и пышек по причинам совсем уже внеэстетическим – тема отдельная. То, как эту пикантную во всех отношениях ситуацию откомментировали, например, в родном Баку, заставляет задуматься о, так сказать, ментальных парадигмах и оговорках по Фрейду. Вот, скажем, обозреватель Day.Az Акпер Гасанов по горячим следам пишет об итогах «Евровидения-2008». Читаем в разделе «Разбор полетов»: «…удивительным было то, что ни одного балла нам не дала Великобритания – страна, являющаяся родиной «Бритиш Петролеум», который извлекает баснословные дивиденды из нашей азербайджанской нефти. Уверен, что при желании эта транснациональная корпорация смогла бы должным образом сагитировать своих соотечественников». Конец цитаты. На языке братвы это звучало бы примерно так. Вы, козлы позорные, наше бабло отсасываете, а подкинуть нашим браткам высший, в натуре, балл, западло было?

Дорогого стоит и следующая, не удержусь еще от цитирования, сентенция обозревателя Day.Az: «Шокировала оценка, выставленная Азербайджану Израилем. Всего три балла. И это при том, что Армении Израиль выставил аж 8 баллов. Вот и делай после этого выводы, верь после этого представителям отечественных госструктур, депутатам Кнессета родом из Баку, которые в один голос твердят о малозначимости и слабости армянской диаспоры на Земле обетованной! А может, все дело в плохой агитации наших соотечественников…» – и т.д. Расшифрую для непосвященных, что депутат Кнессета, на которого намекает А.Гасанов, – это бывший журналист газеты «Молодежь Азербайджана» Иосиф Шагал, создавший на Земле обетованной мощную общественную организацию «Азиз», которая за очень короткое время успела сделать многое для динамизации отношений в самых разных сферах между двумя странами. Но вот с «Евровидением» дал маху. Не отложил на время конкурса свои законодательные дела и не сорганизовал личной агитацией выходцев из Баку выразить единодушный, в духе съезда КПСС, одобрямс Самиру и Эльнуру. Мы, придет время, строго за это с вас спросим, товарищ, то бишь хавер, Шагал!

Не удовлетворила товарища из Day.Az и позиция Германии, не выделившей Турции ни одного балла. Ну это действительно вообще ни в какие ворота! Должны бы фрицы оторваться от капусты квашеной с сосисками и пивом и вспомнить все хорошее, что турки немцам сделали, и сколько раз в истории немцы туркам гадили. Кто втянул Оттоманскую империю в Первую мировую войну, отчего, в конечном итоге, оная империя и распалась? А баллов турецким певцам пожалели, эх вы, гансы, родства не помнящие!

А если серьезно, то я потому остановился именно на этом обзоре, что он, увы, выявляет многое. Общую, назовем так, тенденцию, а конкретно – дух и психологию торгашества. Автору даже в голову не пришло задуматься о том, почему «Бритиш Петролеум» никого не стал «агитировать», палец о палец не ударил, чтобы лучше устроить в таблице, даже для представителя своей страны, занявшего в итоге последнее место. Потому, что подлинная европейская культура, при всех ее печальных издержках, продолжает все-таки традицию ценить настоящее, а не, пардон, фуфло, если даже оно произведено соотечественником.

Из прискорбных примет времени и этот вот разухабисто-развязный язык «критики». А может, все дело в том, что подобное порождает подобное? Какое «искусство» – такая и «критика»? Каков поп – таков и приход? Неспроста ведь, наверное, несколько лет назад итальянцы вообще отказались участвовать в «Евровидении», назвав его европомойкой и добавив, что им достаточно отечественного Сан-Ремо. Грустно, господа…

И напоследок – о патриотизме. Мы через свою газету призывали нашу диаспору, в особенности молодую ее часть, голосовать за Эльнура и Самира. Потому, что слышали их композицию раньше и полагали ее достойной. Убеждены, что такой подход – единственно возможная форма проявления патриотизма.

 
 
Анекдот недели

Благодарные жители России в своих письмах на телевидение выражают особую благодарность мастеру Антонио Страдивари за скрипку, специально изготовленную к конкурсу «Евровидение-2008».