Май 31st, 2008 | 12:00 дп

Человек с улицы Видади

  • Валех САЛЕХ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Марк Гурвич: «Баку – это замечательный город, который дает путевку в жизнь. А дальше, как ты этой путевкой распорядишься»

Начало
 

Я родился в Баку в 1947 году, жил на улице Видади. В то время было некоторое количество школ, считавшихся элитными. В одной из них, школе № 1 на улице Толстого, учился я. Особенно горжусь тем, что окончил ее с золотой медалью. Не знаю, как сейчас, тогда учеба, сама жизнь в Баку обладала каким-то особенным, индивидуальным характером. Был отличный микроклимат, все, что бы ты ни делал, делал с радостью. Если имел какие-то способности, в Баку они реализовывались на честной, порядочной основе. Выбор профессии был куда более свободный, чем сейчас, не обусловленный влиянием внешних факторов, необходимостью. Вот чем сегодня объясняется мое и многих других, которые родились в Баку и сегодня живут вдали от него, трепетное отношение к этому чудному городу. По окончании школы, весь такой медалист, я поехал в Москву поступать в МГУ, поступил с первого раза на филологический факультет. Этот факт свидетельствует не о моей незаурядности, а о том, что в 60-е годы прошлого века, образование, которое давалось в Баку, было безупречным. Как показывает статистика, абитуриенты из Баку в Москве поступали очень успешно – в МГУ, МФТИ, в Институт им. Баумана, Институт нефти и химии им. Губкина… Обучение в Москве налагало на нас какую-то особую ответственность. Хотя бы за то, что ты в Баку отучился, в Москве поступил, так покажи, что это не случайно. Это подтверждало высокий статус бакинского образования.

 
Выбор профессии
 

Я полюбил читать пьесы еще с пятого класса школы. В библиотеке имени Ленина поглощал западные, отечественные, современные, классические… Стал завсегдатаем русского драматического театра им. Самеда Вургуна. Знал всех актеров тогдашних: Веру Карловну Шерье, Константина Артанова, Анатолия Фольковича, который во всех советских фильмах играл Дзержинского, Бабичева… Мурад Ягизаров, наш красавец, Людмила Духовная. Режиссера Русской драмы Александра Шаровского помню еще юношей, на сцене школьного театра он играл Арбенина в «Маскараде». Однако поначалу ощущения, что пойду по театральной стезе, у меня не было. В Москве я по-прежнему много посещал театр и через некоторое время начал сознавать, что это мое, могу в нем состояться, могу делать что-то полезное для театра. Так и сложилось.

 
Ресурсы молодости
 

Мои родители были достаточно обеспеченные люди: отец – военный, мама – юрист, и в семье денежных проблем не существовало. Однако, учась в институте, я, как и большинство студентов, все время подрабатывал.

Рыл котлованы в Нарьян-Маре, на 4-м курсе пришел в театр миниатюр, ныне театр «Эрмитаж», рабочим сцены. Ни у меня, ни у моих родителей в Москве не было знакомых, которые могли бы мне помочь в карьерном росте, всего добился своим трудом. Путь от снабженца до администратора театра я проделал за короткий срок, а в Театр им. Ермоловой пришел на должность заместителя директора, через некоторое время стал директором. Вы спросите о причине моего успеха? Я в Москве почти 40 лет, а все-таки «виновниками» своих успехов и успехов других выходцев из Баку считаю наш бульвар, наш Парапет. Мы до сих пор пользуемся тем, что накопили в нашей бакинской молодости. К примеру, почему в КВН приоритетом пользуются южные команды? Бакинская команда, команда из Орджоникидзе, Абхазии – на первых ролях в КВН. Видимо, в них есть то самое солнце, которое по-особому светит в наших краях. Глубоко убежден, что помимо знаний, которые мы приобретаем, влияет на всех нас общий антураж города. Я часто приезжал на каникулы в Баку к родителям, которые жили на Басина недалеко от Аздрамы, и каждый раз получал заряд той энергии, которая потом помогала жить и трудиться в Москве.

 
Наши
 

Связи с выходцами из Азербайджана не только плотные, но и постоянные. Семь человек из моего класса сейчас работают в Москве, мы постоянно что-то друг у друга черпаем. Мой друг – директор Театра сатиры Мамед Гусейнович Агаев. Нас с ним греет не только совместная работа, но и культура. Посудите сами: сегодня в театральной Москве существуют две определенные фигуры, которые являются выходцами из Азербайджана, – директор Театра им. Ермоловой и директор Театра сатиры. Разве этого мало? В Москве, как известно, состояться непросто, для этого надо иметь вкус к работе, надо иметь талант. И тем не менее здесь очень много бакинцев, которые не просто нормально существуют, а состоялись. Все-таки бакинцам это свойственно – состояться. К сожалению, сегодня отношений с Бакинским русским драматическим театром у меня нет. Знаю, что Александр Шаровский тесно контактирует с Театром сатиры, они там ставят спектакль «Поезд № 5» про 5-й скорый, который прибывал из Баку на Курский вокзал. Если Шаровский прочитает это интервью, пусть знает, что двери моего театра для него открыты всегда. Сегодня проблем много у каждого театра, но с Баку я был бы готов театральные связи наладить.

 
О времена…
 

К сожалению, мы живем во времена, когда доминантой в театре является не художественный уровень, а рыночные отношения. А из чего может складываться финансовое благополучие театра? Главным образом – из выбора пьес.

Художественный руководитель нашего театра – народный артист СССР Владимир Алексеевич Андреев. И у меня к нему только одна просьба: чтобы мы своей драматургической политикой отстаивали интерес зрителя. Гармоничное сочетание рынка и художественных достоинств – решающий фактор. Нам уже пятнадцать лет удается сохранять этот баланс. У нас высокая посещаемость. Сохраняем в репертуаре пьесы Шиллера, Шекспира, Пушкина, Островского… Я вижу свою задачу и в том, чтобы сохранить классический, канонический театр с учетом интересов зрителя.

Я помню, как в нашей школе, на улице Толстого, мы километрами учили наизусть «Евгения Онегина», «Горе от ума», «Сон Наташи Ростовой». Ситуация сегодня осложняется тем, что образование не помогает культуре. Культура варится в собственном соку. Что говорить о предпочтениях зрителя, если сегодня на телевидении преобладают программы вроде «Кривого зеркала», «Аншлага», я уже не говорю о «Камеди Клаб». Уровень этих передач, мягко говоря, весьма невысок. Зритель, который в прайм-тайм смотрит эти передачи, к нам на классику не пойдет. Зритель выбирает более простые пути восприятия культуры. В театр он ходит на откровенные комедии. Остается только надеяться, что когда-нибудь наступит баланс между общим образовательным уровнем населения и тем репертуаром, который предлагает российский театр.

 

«Жизнь – театр, а люди в нем – актеры»

 

Театр только отражает ту жизнь, которая вокруг нас. «Вся жизнь – театр» – согласен. «А люди в нем актеры» – ну да. А то мы в быту не актерствуем, по мере сил и возможностей пытаясь казаться лучше, чем есть на самом деле? Человеку это свойственно. Другое дело, не переиграть. У нас в театре висел плакат с афоризмом: «Выйдя со спектакля и уйдя со сцены, не забудь выйти из образа». Давайте выходить из образа и вести нормальную человеческую жизнь. Опять же, в семь вечера раскрывается занавес, и мы все должны войти в образ. Все – от гардеробщиков до актеров. У меня всегда было ощущение, что театр – уникальный организм. С одной стороны, мы несем идеологическую функцию, художественную, воспитательную, с другой – имеем некий продукт, который каждый вечер продаем. И в этом – антагонистические противоречия. Но каждый вечер они преодолеваются, потому что раскрылся занавес.

 
Мы все из бывшего Союза
 

Как бы ни складывались отношения России и стран СНГ, такого размежевания, как в экономической и политической плоскостях, в культурной нет. И в Москве по-прежнему проходят фестивали национальных искусств, приезжают театры Грузии, Азербайджана, Узбекистана. Говорят: «Тот, кто не сожалеет о распаде Союза, тот не имеет сердца. Тот, кто думает, что Союз в дальнейшем возможен, тот не имеет разума». Фраза очень четкая. Сегодня каждая страна строит свою жизнь так, как ее видит. Соответственно она строит свою культуру. Происходит развитие национальных театров, музеев, библиотек. А это, в свою очередь, влияет на развитие культуры в целом.

 
Ностальгия
 

Скучаю. Последний раз был в Баку пять лет назад. Недавно договорился с одноклассниками в мае или июне съездить в «синь тюркскую…». Что буду делать? Наверное, буду гулять по знакомым улочкам, дышать родным каспийским воздухом. Я по натуре фаталист. Жизнь не переиграть. Вряд ли сегодня найдется человек, который скажет: «А вот если бы я мог изменить свою жизнь и начать ее сначала…». И что? У Фриша есть пьеса «Вам дано переиграть». В этой пьесе человеку, стоящему на пороге смерти, предлагают: «Мы тебе дадим возможность переиграть свою жизнь…». Но у персонажа это не получается. Ты прожил свою жизнь.

Баку остается самым светлым воспоминанием в моей жизни. С радостью читаю интервью президента Азербайджана в газете «Известия» и узнаю о его курсе на сближение двух дружественных народов. Радуюсь всем достижениям азербайджанского народа, который горячо люблю. Желаю процветания газете «Азербайджанский Конгресс», процветания нашему замечательному городу и нашей замечательной стране – Азербайджану.