Май 31st, 2008 | 12:00 дп

Кинематограф с человеческим лицом

  • Оксана БУЛАНОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Тема болезненных межнациональных отношений довольно часто находит свое отражение на нашем экране, но, пожалуй, впервые мы имеем такое нестандартное ее отражение, как в сериале «Братья», Первый канал. Да, наш кинематограф так или иначе поднимал вопрос о различии в культурах разных народов, преимущественно сравнивая русских и представителей многочисленных национальностей, проживающих на Кавказе. Как правило, это было сложное, концептуальное кино, неоднозначное в восприятии и, что самое важное, в выводах. А вот чтобы так просто, без затей поднять важную, больную тему в небольшом сериале – такого не было.

Ведь чем сериал отличается от концептуального «серьезного» кино? Сериал – для обывателей, да простит меня за этот термин наш народ, для домохозяек, которые представляют себя на месте счастливых героев, для людей, пришедших после работы расслабиться, посмотреть чего-нибудь легкое. Сериал – это то, что идет к зрителю самым простым и незатейливым способом. И очень важно уметь в этот «облегченный» жанр впихнуть какие-то высшие ценности, рассказать о них простым языком. Создателям фильма «Братья» это удалось. Поднята важнейшая и животрепещущая на сегодняшний день тема – мы все одной крови, ты и я. Мы, может, и отличаемся цветом кожи и разрезом глаз, но эти различия – внешние, внутри нас все одинаково. У всех нас – разноцветных, разноязыких – щемит сердце оттого, что нездоров ребенок, поет душа, когда в семье мир и лад, светятся глаза, когда все хорошо у нашего брата. Но надо научиться принимать своих братьев такими, какие они есть, и, познавая их, познавать себя. И учиться быть терпимее. Расхожее, избитое клише: все люди – братья. Банальное. Но у банальности есть одно свойство: она дает точные определения. Все люди – братья, только мы забыли об этом. Настолько забыли, что стали убивать этих братьев из других республик, наплодили неофашистов, мы допустили, чтобы они убивали детей с кожей другого цвета и студентов из других стран. А если не мы, то с нашего молчаливого согласия. Что еще страшнее. Но нам напомнили. Спасибо! Наконец-то наш кинематограф повернулся к нам человеческим лицом, а не лицом-маской из боевиков, чернушных детективов и порнушных историй.

Мы встретились с продюсером фильма «Братья» Андреем Сигле. Нам очень захотелось познакомиться с человеком, который решился поговорить об этой проблеме.

– Что вас заставило обратиться к этой теме?

– В числе всех прочих сценариев мы получили и сценарий Нины Якаб «Братья». Сразу бросилась в глаза его большая приближенность к нашей жизни, очень точно подмеченные характеры. Подкупила подача – этакая притчевая. Но так как существует определенная очередность в наших проектах, этот сценарий должен был, естественно, какое-то время подождать. Через два дня, как принесли сценарий, я гулял по двору своего дома и услышал какие-то крики за оградой. Я выглядываю, смотрю, лежит на земле паренек, таджикский рабочий – они у нас строят какой-то коттедж. Они забитые совсем, выходят на улицу, оглядываясь – только до ларька добежать. Он не добежал буквально 10 метров, его настигли скинхеды. До полусмерти избит был, а главное, это было сделано таким шакальим методом, они его догнали, две минуты колотили коваными сапогами и смылись. Выбежали люди, охрана, но не успели, и я почувствовал на себе весь этот ужас… Это страшно, то, что произошло. Казалось бы, здоровые люди, которые и вступиться могли бы, но уже невозможно было ничего сделать.

– Может быть, это от равнодушия?

– В данном случае просто не успели. А вообще, в других случаях, – нет, это не равнодушие. За этим стоит некая система, мощная система, которой на сегодняшний день дали ход. Это ужасно. Это показывает с одной стороны какую-то бесконтрольность, а может быть, наоборот, и управляемость. У нас в Питере, как вы знаете, проявления этой системы очень часты.

– И вы не побоялись выступить протии этой системы?

– Конечно, нет. Я тут же позвонил Светозарову – все, Дмитрий Иосифович, делаем это кино, оно вот так необходимо!

– Как вы относитесь к лозунгу Россия – для русских, Москва – для москвичей?

– Я считаю, что это глупость и бескультурье.

– Директор единственной азербайджанской школы в Москве Аида Кулиева сказала, на мой взгляд, замечательную фразу: делить людей по цвету кожи – это духовная ущербность.

– Я вам больше скажу – любая национальная рознь, которая разжигается, это удел негодяев. Это последний довод политиков. Когда уже нечего сказать, всегда можно бросить спичку, так, чтобы разгорелось посильнее. То, например, что происходит в Сербии и Албании – это недостойно для цивилизованных обществ, то, что происходит в Питере и Москве с неофашизмом – это удел недостойных людей. И бескультурных.

– Насколько я знаю, в жанре сериала вы пока первые, кто поднял эту тему так остро. И по-человечески правдиво. Что послужило реальной основой, кроме того таджика?

– Это фильм про жизнь. Когда про жизнь, когда есть человечность – это всегда привлекает. На днях буквально мы были на 1-м канале. И там пошел просто шквал таких историй. Отцы, которые имеют детей от жен разных национальностей, дети, которые вынуждены находить между собой общий язык… Там ведь две темы главных. Первая – о национальной вражде и розни в многонациональной стране, а вторая про то, как братья обретают друг друга. И в этом есть некая метафора.

А реальная история… Скорее, отголоски таких историй. Я ехал тут с водителем в маршрутке, уж не знаю, кто он был. Жизни, говорит, не дают. Только выхожу из машины, тут же бегут все подряд. За деньгами. Я спрашиваю – может, регистрации нет? Есть, отвечает. Но подходят милиционеры, берут эту бумажку и говорят – а хочешь, сейчас не будет? Разорвем и выкинем! И платишь в любом случае. Какое унижение для человека, представляете? С какой это стати какой-то обмылок подходит к тебе и просит каких-то денег. За что? Ты кто такой? Какое ты право имеешь это делать? И я понимаю, в каком унижении эти люди живут. И я понимаю, почему в них зреет какая-то агрессия. Они ведь тоже не пытаются разобраться, и для них тоже огульно виноваты все русские, и поэтому и отношение такое. А там ведь только бросишь спичку, и все! Один двор вырезали и рассказали, что это сделали азербайджанцы, таджики, грузины – не важно, кто, и тут же найдется куча народу, которые пойдут резать те, другие дворы. Это очень опасно! Я считаю, что из этой ямы уже пора выбираться на поверхность. Увидеть свет и понять, что ни ради какой цели в это играться нельзя!

– Расскажите про актера, который играл кавказского брата.

– Это Фуад Османов из бакинского театра Русской драмы им. Самеда Вургуна. Мы пригласили его в наш фильм. Замечательный, очень тонкий и органичный актер.

– Долго вы работали над фильмом?

– Съемочный процесс занял ровно год. И мне кажется, что это не зря прожитый год. Мы очень хотели, чтобы это картина была правильно понята. У меня была беседа с руководителем Первого канала, который мне сказал: «Мы хотим попробовать, мы делаем на это ставку». Нет уверенности у них, что эта тема, поднятая в картине, найдет отклик, что люди поймут. Представляете? Это в стране, в которой всегда и воевали плечом к плечу, и жили плечом к плечу. Я – наполовину немец, наполовину донской казак, Дмитрий Иосифович Светозаров, еврей, мне сказал, что вот если бы между нами включить эту историю о межнациональной розни, то мы с тобой были бы самыми злыми врагами. Представляете, глупость какая? У меня много друзей совершено разных национальностей. Но я не идеализирую ситуацию, что мы, мол, родом все из Советского Союза, и проблем никаких нет. Проблемы есть, но надо иметь достаточно высокий уровень культуры, чтобы вообще рассуждать на эту тему.

Почему меня потрясла вот эта история о скинхедами. Я подумал об этих мальчиках. Ведь там у каждого, наверное, богатый внутренний, мир они книжки правильные читали… С ними ведь манипулируют, их собирают в стаи и вдалбливают в голову всякую гадость. За ними стоят люди, которым это выгодно, а это уже преступление, настоящее преступление. И это преступление почему-то должного отпора не получает. И со стороны правительства в том числе. Потому что вот эта национальная карта, спрятанная в рукаве, вытаскивается в нужное время… Помните, как раньше? Бей жидов, спасай Россию. Надо найти крайних и во всех наших бедах обвинить кого угодно. Своих же не обвинишь! «А тут кто-то приезжает и наши деньги здесь зарабатывает». Глупость неимоверная! Ну если ты хочешь работать, ты всегда найдешь себе работу! «А почему вот они приезжают к нам строить?» А кто вам-то мешает строить?

– Мне кажется, что вас надо поставить на какую-то трибуну самую высокую и что бы вы там проповедовали вот эти общечеловеческие идеи. Когда появляются люди, которые делают это в таких масштабах, как вы, я считаю, что им надо просто ставить памятник. И последний вопрос: скажите, вы готовы и дальше воевать на этом фронте?

– Да, я готов.