Май 31st, 2008 | 12:00 дп

Маршрут интеграции

  • Павел ВОЛОШИН
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Свой первый зарубежный визит президент России Дмитрий Медведев совершил на Восток, в Казахстан и в Китай. В отличие от прочих сигналов, подаваемых Кремлем, этот не нуждается в услугах профессиональных толкователей. Маршрут турне главы Российского государства прямо свидетельствует о некоторых приоритетах российской внешнеполитической доктрины. Причем главную роль в ней, судя по тематике состоявшихся переговоров, сыграют государства Прикаспийского региона.

Пожалуй, именно зарубежные турне первых лиц позволяют верно оценить геополитическую составляющую стратегии развития государства. В случае с первым зарубежным визитом президента России Медведева политика оказалась приправлена изрядной долей идеологии. Как отмечают многие политологи, одной из главных причин, обусловивших восточное направление поездки, стала необходимость скорректировать образ главы государства, принявший, с легкой руки иностранных СМИ, устойчивые черты западника. Посещение Медведевым Астаны и Пекина представляются ясной демонстрацией того, что новый президент России будет придерживаться в своей международной политике сбалансированного многовекторного подхода.

Причем именно «сбалансированность» является здесь главным определением линии Кремля. Именно этим соображением, пожалуй, и обусловлен выбор Казахстана в качестве первого пункта поездки. В первую очередь эта страна считается одним из наименее конфликтных партнеров России в рамках СНГ. Москва, поддерживавшая тесные отношения с Астаной, ни разу не сталкивалась с конфликтами в энергетической сфере или в сфере политики. Выраженная лояльность Казахстана к бывшей метрополии, отказ президента Назарбаева рассматривать варианты вхождения центрально-азиатского гиганта в прозападный блок ГУАМ заставляет Россию снисходительно относится к ряду существующих проблем, не исключая крайне сомнительную ассимиляционную политику Астаны в отношении многочисленного русскоязычного населения. Что касается сближения с Китаем, то этот шаг является закономерным следствием всей российской внешней политики последних лет. По объективным причинам, в современном мире не существует другой такой альтернативной силы, с которой было бы можно блокироваться для получения каких-либо тактических или стратегических выигрышей в соревновании с Соединенными Штатами.

И все же в комментариях ведущих экспертов эти соображения отходят на задний план. Первое международное турне не зря называют символичным. В ходе таких поездок редко поднимаются актуальные, но «неудобные» вопросы, а выбор собеседников определяется мотивами доброжелательной нейтральности. Тем не менее важные выводы можно сделать уже сегодня. Как отмечают российские и зарубежные издания, в ходе поездки Дмитрий Медведев продемонстрировал понимание необходимости мощного присутствия России в Каспийском регионе. А значит, вслед за парадной, «пристрелочной» поездкой нужно ждать серии рабочих визитов в страны региона. И прежде всего новый президент России посетит Азербайджан, ключевую державу Каспия.

Этот визит, при всей его символичности, скорее всего, будет рабочим. Парламентские и президентские выборы 2007 и 2008 годов обеспечили России преемственность проводимого курса, в том числе и во внешней политике. А потому основные вопросы повестки дня будущих переговоров известны заранее. Прежде всего это проблема обеспечения безопасности в регионе. Ее можно разделить на три ключевые составляющие: вопросы энергетической безопасности, урегулирование правового статуса Каспия и необходимость справедливого урегулирования карабахского конфликта. Причем если по первым двум вопросам Москва и Баку уже выработали общую скоординированную позицию, то по вопросу незаконно оккупированных территорий Азербайджана России еще только предстоит сделать шаги, подтверждающие ее приверженность принципу верности международному законодательству.

Думается, что демонстрация готовности к дальнейшему сближению двух дружественных держав станет делом недалекого будущего. Азербайджан и Россия являются теми участниками международного диалога, без которых невозможно обеспечить безопасность в регионе в целом. А потому необходимость интеграции как в экономическом, так и в культурно-политическом плане обусловлена не минутными изменениями внешнеполитической конъюнктуры двух стран, а самими геополитическими реалиями. К такому пониманию, судя по недавним заявлениям президента Дмитрия Медведева, пришли и в Москве. Восемь лет правления Владимира Путина были направлены на то, чтобы понять место России в мире и сформулировать идею, которую поддержали бы все россияне. Сегодня настало время реальных шагов по ее реализации.

 
 
От первого лица
 

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания России Борис Грызлов:

– Дипломатические отношения между Россией и Азербайджаном установлены 16 лет назад, но, конечно, история нашего сотрудничества и взаимодействия намного более глубокая. Наши отношения достойно прошли испытание временем, непростыми условиями современной международной политики. Главное, что их отличает сегодня, – это взаимное стремление к предсказуемости, конструктивности, добрососедству не только в ближайшем будущем, но и на самую долгосрочную перспективу. Что касается дальнейшего развития нашего партнерства, то хорошей основой для него является нынешний высокий уровень политического взаимодействия между Россией и Азербайджаном, растущий потенциал национальных экономик, перспективы гуманитарного сотрудничества.