Июнь 22nd, 2008 | 12:00 дп

Закон сохранения энергии

  • Фархад АГАМАЛИЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

В советскую пору я работал и гостил на многих кинофестивалях. Наши доморощенные «всесоюзные» были куда пышнее и помпезнее международных, десятками происходивших в Старом и Новом Свете. Жизнь республик, на которые обрушивался «форум экранного искусства», на полторы недели почти парализовывало. Помню девушек в национальных одеяниях с хлебом-солью, бесконечные встречи с рабочими на предприятиях, с тружениками полей в колхозах-миллионерах, бравурные речи на раблезианских пирах с обязательными пафосными здравицами в честь «первых лиц»… Помню и собственное чувство неловкости от всего этого, и мысль о том, что местные жители с большим облегчением, вероятно, вздохнут, когда фестиваль завершится…

Потом, когда все развалилось и «многонациональный советский кинематограф» тоже, те фестивали вспоминались уже в контексте совсем иных чувств. Сказано ведь: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Потому что при всей громогласной избыточности тех фестивалей на них случались встречи культур, традиций, талантов, идей; случались творческие взаимосближения и оплодотворения. Поздним умом приходило осознание, что именно этот «сухой остаток» перевешивал все прочее. Ибо был чрезвычайно важен: без него любое искусство, а кино в особенности, превращается в рыбу без воды. То есть стремительно мертвеет то, что нарабатывалось десятилетиями при любой политической погоде – содружество творческое и человеческое.

Рустам Ибрагимбеков был из тех, кто с предельной остротой осознавал пагубность такой ситуации для кино, которому он отдал десятилетия жизни, став всемирно признанным его Мастером. Но понимать и действовать далеко не одно и то же. Он действовал, чтобы омертвение не стало необратимым. В результате его усилий десять лет назад и родился Бакинский международный кинофестиваль «Восток-Запад». Открывая только что прошедший, юбилейный БМКФ, его президент Рустам Ибрагимбеков говорил: «Оценивая итоги десятилетнего существования фестиваля, можно с удовольствием признать, что его программы из года в год утверждают, что границы не властны над киноискусством, а диалог цивилизаций – необходимое условие для выживания человечества».

Границы, географические и творческие, минувшего X БМКФ «Восток-Запад» вместили в себя и страны, весьма отдаленные друг от друга, и произведения, впечатляющие разностью проблематики и киноязыка. 16 фильмов, представленных мастерами экрана из Азербайджана и России, Ирана и Латвии, Киргизии и Польши, Эстонии и Франции, просмотрели за неделю более трех тысяч бакинцев и гостей фестиваля. Прошла ретроспектива лент выдающегося польского кинорежиссера Кшиштофа Занусси. Состоялся круглый стол «Национальная кинематография и кинопрокат: проблемы и перспективы». Разговор, приобретавший моментами характер дискуссии, выявил, что проблем в заявленной теме содержится значительно больше, чем перспектив их решения. Прозвучали, условно обозначая, две подтемы основной: прокат своих фильмов в своих странах и продвижение их на экраны других, главным образом западных, стран. Высветились весьма любопытные особенности.

Например, Рустам Ибрагимбеков констатировал печальную данность полного отсутствия, почти коллапс кинопроката в сегодняшнем Азербайджане, что связано с ничтожно малым количеством кинотеатров и несоответствием их требованиям времени. А представитель Ирана, страны, которую усилиями западной прессы многие в мире ассоциируют исключительно с отсталостью и мракобесием, утверждал, что у них не только сохранены все старые кинотеатры, но все время строятся новые. Иран в курсе всех новшеств мирового кинопроцесса. Перефразируя известное ироничное утверждение, спросим: могут, если хотят? Другое дело, отчего в одних краях хотят, а в других, скажем так, хотят не в полную силу? Пока, во всяком случае.

Занусси, напоминая о переизбытке информации и кинопродукции в современном мире, о феномене всепроникающего ТВ и интернета, говорил: «Если кто-то смотрит мой фильм, значит, он в это время не смотрит какой-то другой». Отсюда и проблема острейшей конкуренции, обращения к ценностям, интересным не только в локальном местечке, где национальное кино делается. Развивая эту же тему, Ибрагимбеков утверждал, что разговоры о том, что национальное кино не дотягивает до каких-то мировых художественных критериев, – не более чем инсинуации и ложь, что доказывают и лучшие фильмы Бакинского кинофорума. Проблему же президент БМКФ «Восток-Запад» видит в неумении продвигать национальную кинопродукцию на широкий мировой экран. Нужно думать и, опираясь на опыт других стран, искать и находить пути индивидуальных решений, от которых зависит выход из ситуации, порой напоминающей изоляцию. Единодушны участники круглого стола были в том, что в любом случае следует информировать друг друга о кинопроцессе в своих странах и при необходимости координировать усилия для совместных действий, имеющих цель продвигать национальное кино на мировой экран. Сошлись и в том, что только действенная поддержка на государственном уровне может обеспечить искусству экрана шанс для дальнейшего развития.

…X БМКФ «Восток-Запад» ушел в историю. Остались его уроки и выводы. Осталась гордость тем, что он происходит именно в Баку, о древние камни которого год за годом разбивается известное утверждение Редьярда Киплинга о фатально принципиальной несхожести и взаимоотторжении Востока и Запада. Оно не соответствует действительности. Киноискусство, как ни одно другое, блистательно доказывает это. Пространство киноэкрана способно быть пространством человеческой солидарности, рожденной стремлением сообщить друг другу нечто важное о своем народе и о его судьбе, сообщить импульс надежды и в самые нелегкие времена.

Я бы назвал это стремление законом сохранения энергии. Энергии любви. На фестивале в Баку в качестве вердиктов этого закона выступали улыбки и поцелуи.

 
 
Наша справка
 

Решением жюри X БМКФ, в номинации «За вклад в мировой кинематограф» приз отправился в Польшу – он достался режиссеру Кшиштофу Занусси.

В номинации «За самый женственный образ» награда присуждена исполнительнице главной роли в фильме «Светлая прохлада» киргизской актрисе Асеме Токтобековой.

В номинации «За самое гуманное послание миру» – иранскому сценаристу и режиссеру Пуран Дерахшанде за его фильм «Вечные дети».

Нововведением Х кинофестиваля стала еще одна номинация – «За яркий дебют», а также диплом Международного молодежного жюри. Обладателем приза в номинации «За яркий дебют» стал российский режиссер Игорь Каленов за исторический фильм «Александр. Невская битва».

Диплом молодежного жюри достался польскому режиссеру Анджею Якимовски за киноленту «Трюк».