Июнь 30th, 2008 | 12:00 дп

Драка с подоплекой

  • Ибрагим МЕЛИКОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

О значении межэтнической безопасности
«24 июня на северо-западе Москвы произошла массовая драка между гражданами Таджикистана и Казахстана, которая переросла в поножовщину. Один человек с ножевым ранением был доставлен в больницу. Еще одному пострадавшему помощь была оказана на месте. Драка произошла возле дома 24 на Волоколамском шоссе. «При этом они использовали холодное оружие, в основном ножи», – сказал собеседник агентства ИТАР-ТАСС… Эта новость мгновенно разлетелась по просторам интернета. Особенно рьяно отреагировали молодчики из ДПНИ и им сочувствующие: «Таджики и казахи устроили поножовщину! Таджикистан просит Москву увеличить квоту! 55% жителей России считают, что необходимо ужесточить миграционное законодательство!»

Это событие подтверждает растущую озабоченность общества и госструктур ростом конфликтных ситуаций на межнациональной почве, чему и было посвящено заседание комиссии Совета Федерации России по национальной политике и взаимодействию с религиозными организациями, которое прошло на этой неделе. Откуда же растут ноги межэтнической вражды и как ее избежать? Попробуем разобраться…

На переломных этапах истории всегда обостряется вопрос безопасности. Это есть выражение исторической необходимости. Поэтому неудивительно, что он был остро поставлен и в России.

Его проявлением стала концепция национальной безопасности, которая наряду с понятиями государственной, экономической, политической, духовной, интеллектуальной, информационной и другими видами безопасности стала актуализироваться с начала 90-х годов.

Однако если исходить из современных реалий, то термин «национальная безопасность» содержит указание на потенциальную угрозу государственной безопасности России. Сегодня именно межэтнический конфликт является одним из самых мощных средств подрыва устоев государства. За примерами ходить далеко не надо. Достаточно вспомнить, что развал Советского Союза сопровождался именно межнациональными конфликтами.

Исходя из этого, представляется, что необходимо наряду с другими видами безопасности ввести в научный и практический оборот понятие межэтнической безопасности. Учитывая нетерпимость и ксенофобию, развившиеся в нынешнем российском обществе, именно межэтнические отношения представляют собой реальную опасность для российской государственности. Если в решении политических, экономических и других проблем можно наблюдать определенный прогресс, то ситуация с межэтническими отношениями остается сложной и противоречивой.

Сегодня принято говорить, что нет идеологии. Это, мягко выражаясь, не так. Идеология – это система идей, на основе которых строится вся общественная жизнь. Она есть, была и будет. Другое дело, что ею не занимаются официально. Соответствующие идеи просматриваются во всех действиях государства и общественных организаций.

Всякое явление, выходящее на орбиту общественно-политической жизни, должно иметь свою соответствующую идеологию. В 1868 году крупнейший русский мыслитель Н.Я.Данилевский написал свою книгу «Россия и Европа» (первое издание – 1871 год), которая стала идеологией защиты национальной самобытности народов. В тогдашних условиях эта идея была необходима, поскольку господствовавшие европоцентристские взгляды фактически пренебрегали этническими особенностями народов России. Книга имела философско-политический характер. Ее цель состояла в том, чтобы обосновать идею, согласно которой каждый народ, в том числе и прежде всего русский, представляет собой уникальное и неповторимое явление. Эта книга не теряет своей актуальности по сегодняшний день.

Каждая культура, безусловно, неповторима и самобытна. В этом – ценность каждой из культур. Однако исторический процесс свидетельствует, что каждая культура возникает не на пустом месте, не обособленно, а во взаимодействии с другими культурами. Какой бы глубокой ни была культура, она не самодостаточна. Ни одна культура не смогла бы развиваться, если бы была полностью обособлена и изолирована. В закрытой системе, как утверждает синергетика, возрастает энтропия – мера беспорядка. Но чтобы существовать и быть устойчивой, система должна быть открытой. Поэтому, если культура становится замкнутой, то это усиливает в ней деструктивные элементы. А взаимодействие с другими культурами развивает и укрепляет в ней творческие и созидательные начала. Исходя из этого, напрашивается вывод, дополняющий концепцию локальных культур Н.Данилевского – О.Шпенглера и теорию осевого времени К.Ясперса: культура – поле взаимодействия. Причем она остается таковой на всех этапах своего существования – как на этапе своего становления, так и функционирования и развития. Проблема культуры как поля взаимодействия глобальна. Глобальным является взаимодействие всех культур между собой и каждой культуры с другими культурами.

Исходя из этого, идея культурно-исторических типов не может быть идеологической основой межэтнических отношений в современном российском обществе. Представляется, что сегодня относительно межэтнических отношений в России в качестве идеологии необходимо взять на вооружение концепцию культуры как поля взаимодействия. Сегодня именно идея межкультурного взаимодействия может стать идеологией межэтнической безопасности.

Достаточно показательным подтверждением этого может быть вывод, который следует из исследований группы социологов Института социологии РАН во главе с доктором экономических наук В.Д.Шапиро, проводивших социологические опросы различных категорий московских школьников. Он заключается в том, что в школах со смешанным этническим составом меньше ксенофобских настроений по сравнению со школами с преобладанием моноэтнического состава.