Июнь 30th, 2008 | 12:00 дп

Наглость

  • Афранд ДАШДАМИРОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 1,00/5 (1)
Loading ... Loading ...

Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян назвал принципы урегулирования нагорнокарабахского конфликта: «Нагорный Карабах не может быть в подчинении Азербайджана, он должен иметь границу с Арменией, должна быть гарантирована безопасность населения Нагорного Карабаха». Напомним неосведомленным читателям, что причина конфликта, собственно говоря, состояла в требовании Армении безоговорочного вхождения Нагорного Карабаха в 1988 году в ее состав. Причем любой ценой. В том числе ценой азербайджанских погромов в Армении в том же 1988 г., изгнания всего азербайджанского населения Нагорного Карабаха в 1989 г., осуществления массовых террористических актов в приграничных с Азербайджаном населенных пунктах Азербайджана (1989–1991); армянских погромов в Азербайджане (1988–1990); депортации армян из Азербайджана в 1990 г.; полномасштабной войны Армении с Азербайджаном на азербайджанской территории. В итоге войны под армянской оккупацией оказались семь азербайджанских населенных районов и в общей сложности около миллиона азербайджанцев, превратившихся в беженцев.

С момента прекращения боевых действий в 1994 году и по сию пору Армения занимает твердую «мирную» позицию в карабахском вопросе, настаивая именно на мирных принципах урегулирования данного конфликта путем закрепления «сложившегося статус-кво».

Таким образом, ничего нового в этом заявлении нет, на основе подобного в 1990 году парламент Армении без согласия Азербайджана принял решение о присоединении к ней Нагорного Карабаха, оккупировав семь азербайджанонаселенных районов. И административная граница бывшей НКАО фактически «слилась» с государственной границей между Арменией и Азербайджаном.

Иначе говоря, озвученные министром РА «принципы» мирного урегулирования – не что иное, как попытка узаконить «мирные принципы» захвата азербайджанских земель с тем, чтобы у Нагорного Карабаха «была общая граница с Арменией».

При этом делается хорошая мина. Министр утверждает: «Армения привержена мирному урегулированию и придает важность установлению атмосферы доверия». То есть читай, что Азербайджану следует поддержать приверженность Армении «мирному» захвату соседних территорий. Разумеется, о том, что он грубо противоречит Уставу ООН и Хельсинкскому заключительному акту от 1975 года, армянский министр не говорит ни слова. Но ссылается он на эти принципы, «урезонивая» Азербайджан, когда тот требует восстановления своих государственных, а главное – признанных границ

Более того, министр озабочен тем, что «любая попытка решения вопроса военным путем может повлечь непредсказуемые последствия». Наглость как манера или форма поведения официального лица, видимо, продиктована в данном случае тем, что иных аргументов, способных оправдать агрессивный внешнеполитический курс Армении, попросту не существует. Политическая наглость оправдывает себя, поскольку является доступной формой виртуального оправдания очевидной агрессии.

В ходе официального визита в Москву новый президент РА Саркисян тоже затронул проблему карабахского конфликта: «Нагорный Карабах никогда не был частью Азербайджана. Передача Карабаха Азербайджанской ССР решением партийного, а не государственного органа в 1920 году – незаконный по сути акт». Аргумент убойный, как говорят: наглость города берет! Но есть заминка: и создание Армянской ССР, и передача ряда территорий Азербайджана Армении, в том числе Мегринского района, отделяющего Нахчыванскую автономную республику от Азербайджана, – тоже плоды решений РКП(б): и какие будем делать выводы?

К тому же, по словам президента Армении, «молодежь в Карабахе не помнит и не знает времен, когда их родина насильно была включена в состав Азербайджанской ССР». Видимо, и взрослые запамятовали о том, какой непомерно высокой ценой расплачивалось мирное население и Азербайджана, и Армении за попытки перекройки территорий и границ. Поскольку молодежь Нагорного Карабаха, по признанию С.Саркисяна, ничего не помнит о прошлом родного края, мы можем им кое о чем напомнить. Причем не углубляясь в дебри истории. Напомним лишь об одной из множества попыток отторгнуть нагорную часть Карабаха в 1945 году. Речь идет о просьбе руководителя Армении тех лет Арутюнова, обращенной к И.В.Сталину о передаче ей НКАО. На эту просьбу ответил руководитель Азербайджана М.Дж.Багиров:

 

«Территория Нагорно-Карабахской автономной области с давних пор входила в состав Карабахского ханства, центром которого с 1747 года был город Панахабад, построенный как крепость Панах-ханом. В 1826 году Карабах был присоединен к царской России. Впоследствии территория нынешней Нагорно-Карабахской автономной области вошла в состав Шушинского, Джеванширского, Карягинского и Кубатлинского уездов Елизаветпольской /Гянджинской/ губернии.

В 1918–1920 гг. на территории всего Карабаха мусаватским правительством было организовано Карабахское генерал-губернаторство с центром в г.Шуше (быв. Панахабад).

После установления в 1920 году советской власти в Азербайджане на первое время руководство жизнью всего Карабаха осуществлялось единым областным ревкомом.

В 1923 году встал вопрос о присоединении нагорной части Карабаха, населенной преимущественно армянами, к Армянской ССР. Но ввиду того, что эта территория не имела общей границы с Армянской ССР и отделялась от нее Кубатлинским, Лачинским, Кельбаджарским и Дастафюрским районами, населенными исключительно азербайджанцами, на основе указания партийных органов, декретом Комитета от 7 июля 1923 года была создана Нагорно-Карабахская автономная область с центром в местечке Ханкенды, ныне город Степанакерт.

Таким образом, территориально Нагорно-Карабахская автономная область к Армянской ССР никогда не примыкала и не примыкает…

Тем не менее мы не возражаем против включения в состав Армянской ССР Нагорно-Карабахской автономной области, но не согласны с передачей Армянской ССР Шушинского района, хотя и входящего в состав Нагорно-Карабахской автономной области, но населенного и поныне в основном азербайджанцами…

Одновременно считаем необходимым довести до сведения ЦК ВКП(б), что при рассмотрении вопроса о включении НКАО в состав Армянской ССР должен быть рассмотрен и вопрос о включении в состав Азербайджанской ССР Азизбековского, Ведийского и Карабагларского районов Армянской ССР, примыкающих к Азербайджанской Республике и населенных преимущественно азербайджанцами.

Учитывая исключительную культурную и экономическую отсталость этих районов, передача их Азербайджану даст возможность улучшить материально-бытовые условия и культурно-политическое обслуживание населения» (Маленкову).

 

На этом обсуждение территориального вопроса было закрыто, а переписка сдана в архив. Но следующее поколение сторонников принципа: «Армения – там, где живут армяне!» хорошо запомнило этот урок и сделало свои выводы. Начав конфликт 40 с лишним лет спустя, они в 1988 году начали с того, что просто изгнали азербайджанское население из упомянутых в письме Багирова районов Армении. И к декабрю 1988 года в этой республике не осталось ни одного азербайджанца. Цепная реакция межнационального конфликта вызвала ответную реакцию в Азербайджане, где в 1990 году не осталось армян. Это ли не предсказуемые последствия, которые уже произошли 20 лет назад. Не целесообразнее ли восстановить законный и исторически сложившийся статус-кво в регионе единственно верным – истинно мирным путем.