Июнь 30th, 2008 | 12:00 дп

За человека в человеке

  • Галина МИКЕЛАДЗЕ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Эльдар Кулиев – из поколения режиссеров, которых называли семидесятниками. Один из самых талантливых азербайджанцев, которым удалось первыми сказать долгие годы замалчивавшуюся правду.

Анар, Максуд и Рустам Ибрагимбековы, Юсиф Самедоглу, Эльчин, Эльдар Кулиев… Уже в молодые годы они оказались готовыми восстать в своем творчестве против лжи и диктата, вдохнуть в сознание граждан живительный воздух свободы и выйти из состояния духовного рабства, научить хранить чувство собственного достоинства.

Так уж случилось, что дипломный сценарий тогдашнего выпускника Высших сценарных курсов Рустама Ибрагимбекова на студии «Азербайджанфильм» предложили выпускнику ВГИКа – начинающему кинорежиссеру Эльдару Кулиеву. А дальше все пошло вроде бы само собой: новый взгляд обоих на окружающую жизнь и взаимопонимание в сочетании с неординарными кинематографическими приемами сделали свое дело. По сей день говорят, что общий фильм Рустама и Эльдара «В этом южном городе» произвел в обществе эффект разорвавшейся бомбы. До того он был честен и правдив, так талантливо передавал мироощущение тех, кому был адресован, так волновал.

Заметным вкладом в азербайджанский кинематограф стали ленты Э.Кулиева «Главное интервью», «Счастья вам, девочки!», «Попутный ветер», «Сердце, сердце», «Легенда серебряного озера», «Водоворот, или Загородная прогулка», «Диверсия», «Как прекрасен этот мир», исторические ленты «Бабек», «Низами».

– О чем ваши картины? – спрашиваю мастера в канун его очередного дня рождения.

– О человеке, в защиту человека в человеке. Великий Низами сказал, что человек бесконечнее, чем космос. Чтобы изживать зло, надо учиться распознавать его – многоликое, живучее! И в обществе, и в каждом человеке, и в себе.

– Для вас стали серьезным испытанием перемены 90-х годов?

– Такое пережить непросто. И не только потому, что мне, вечно занятому кино человеку, пришлось остаться без него, довольствоваться встречами пару раз в неделю со студентами факультета кинематографии в Университете культуры и искусств…

– …и одним снятым за десять лет фильмом!

– С ума сводило другое: страшно было обнаружить, что наша культура не способна отстаивать свои позиции в борьбе с нахлынувшей пошлостью. Что шоу-бизнес оказался важнее художественного фильма, концерта классической музыки или издания достойной книги. Что уже выросло поколение, которое не знает дорогу в оперный театр, филармонию, музей искусств и даже в кинотеатры…

– Но сегодня, похоже, ситуация несколько изменилась к лучшему. Вы, к примеру, вслед за лентой «Заложник» приступили к съемкам фильма «Стамбульский рейс», пользуясь случаем – поздравляю с этим событием!

– Спасибо! Радоваться, конечно, можно, но до существенных перемен еще далековато…

– Почему же? Приз «Золотой минбар» в Казани получил фильм Октая Мир-Гасыма, успехом пользуются работы Вагифа Мустафаева, Рустама Ибрагимбекова, других ваших коллег, в том числе и молодых…

– Конечно, перемен немало, и это обнадеживает! Распоряжение президента Азербайджана Ильхама Алиева о развитии в республике кинематографии коснулось всей этой многогранной отрасли. Начата реконструкция обветшавших за последние годы корпусов киностудии «Азербайджанфильм» имени Джафара Джабарлы, ради сохранения которых ее руководители одно время сдавали помещения в аренду даже под рестораны и сауну. Сейчас выделены средства и на ремонт, и на полное обновление оборудования, внедрение новейших технологий. Начат капитальный ремонт лучшего в стране кинотеатра имени Низами, который намечено превратить в центр кинопропаганды достижений национального и лучших образцов мирового киноискусства.

– Однако сами по себе деньги не могут обеспечить интеллектуальный и творческий уровень продукции кинопроизводства, разве не так?

– Деньги – это не только ремонт и оборудование – это возможность приглашать достойных, высокопрофессиональных, популярных режиссеров, актеров, операторов.

В условиях, когда в стране ведется серьезная работа по развитию творческих процессов, – это весомый фактор. В последние годы Министерство культуры и туризма Азербайджана регулярно рассматривает интересные проекты маститых и молодых сценаристов и режиссеров, выделяет азербайджанским мастерам средства на все новые художественные и документальные ленты. Видимый результат дала поощряющая к творчеству всех, кто хочет показать, на что он способен, акция «Бу мейдан, бу экран», в рамках которой показаны десятки фильмов. Перспектива проявить себя и получить от экспертного совета министерства государственный заказ на фильм с солидным бюджетом стала весьма заманчивым стимулом. Интересно, что Министерство культуры и туризма проводит конкурс не только между творческими людьми, а именно между продюсерскими компаниями, в том числе и частными, число которых стало расти только в последние три-четыре года, считая главной целью поддержку зарождающегося у нас института продюсирования.

По реакции публики, смотревшей ленты – победители конкурса, – трудно судить об их достоинствах или недостатках. Однако уже можно говорить об актуальности проблем, волнующих современных кинематографистов, о стремлении молодых языком кино выражать боль своего поколения.

– Молодым особенно нужна поддержка?

– Это очевидно! Сейчас под эгидой Министерства культуры и туризма возрождена студия «Дебют», дающая возможность начинающим кинематографистам, среди которых есть талантливые ребята, осуществлять свои замыслы. Некоторые из них получили одобрение на международных фестивалях молодых режиссеров и операторов, объединившихся в другие продюсерские центры.

– Полученные на международных фестивалях призы – действительно весомый критерий?

– Безусловно! Участие фильма в конкурсе – это не только сопоставление с другими работами и возможность увидеть себя глазами профессионалов – как правило, объективных. Для деятелей искусства это всегда возможность рассказать о своей стране – ее истории и культуре, о мировоззренческом уровне и достижениях творческой мысли на твоей родине. А награды – это еще и признание, и путевка в жизнь, некое право верить в себя.

– Нет ли оснований говорить о кризисе кадров в нашем кино?

– Сегодня, думаю, что нет. Всегда раньше зависевшие от московских вузов, мы создаем свою школу: в Государственном университете культуры и искусств, где готовим национальные кадры режиссеров, актеров, операторов, художников и экономистов для кино. Это, поверьте, не простой процесс, но в условиях независимого государства надо выходить на самостоятельный путь! К счастью, есть немалый опыт, есть и весомый стимул для расцвета творческого потенциала нашего талантливого народа.