Июль 07th, 2008 | 12:00 дп

Демократия универсальна

  • Афранд ДАШДАМИРОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

В статье моего уважаемого коллеги Павла Волошина верно подмечено: требование руководителя Татарстана М.Шаймиева восстановить выборность губернаторов республик РФ вызвало отрицательную реакцию всей столичной прессы. Могу добавить, что выступление Шаймиева действительно произвело эффект разорвавшейся бомбы.

Пресса встретила в штыки предложение, а вернее, судя по тону Шаймиева, требование вернуть прежнюю демократическую практику формирования исполнительной власти на местах путем всенародных выборов. Хотя эта идея и стала для многих неприятной неожиданностью, но при этом нельзя не обратить внимание, что политические и государственные деятели страны проявили сдержанность, прямо скажем, отмолчались.

Думается, что это не случайно – проблема уж очень сложна и противоречива, поскольку здесь есть свои и «за», и «против». Автор статьи не приемлет возрождения выборности глав регионов и обосновывает свою точку зрения тем, что во многих странах мира существует такая же практика, как в сегодняшней России. Примерами служат Украина, Азербайджан, Франция и даже Индия. Главы регионов назначаются указами президентов государств, но возникает вопрос – почему бы не взять в пример США, где губернаторов выбирают без участия президента. Далее, возрождение обосновывается тем, что «законодательная инициатива В.Путина, изменившего порядок избрания глав регионов, скрепила распадавшийся фундамент государства».

Не слишком ли сгущаются краски, не слишком ли ретиво мы перечеркиваем первое десятилетие новейшей истории России 90-х годов? В конце концов от того, что какие-то механизмы демократии в те годы использовались в спекулятивных целях и сыграли контрпродуктивную роль, отнюдь не повод для отрицания необходимости и востребованности в современную эпоху демократического подхода выборности власти на всех ее уровнях.

Наш уважаемый автор выражает опасения, что избранные полусуверенные губернаторы могут апеллировать к собственным избирателям и тем самым выходить из подчинения президента страны. На самом деле, проблема, на наш взгляд, состоит в ином – назначение чиновника на должность главы региона удерживает его в прямом подчинении президенту, но одновременно как бы практически освобождает от ответственности перед населением региона, подчиненного данному субъекту.

Если уж обращаться к международной практике и мировому опыту политического развития и государственного строительства за рубежом, то приоритетное значение приобретает следующий важный принцип: лицо, избираемое населением региона, несет полную ответственность за свою деятельность перед населением. Согласно законодательству, эта практика отнюдь не освобождает главу региона от ответственности перед первым лицом в государстве.