Июль 13th, 2008 | 12:00 дп

Дешевая нефть становится ретро

  • Евгений КРИШТАЛЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Магазины все чаще закрываются на переучет. После чего можно обнаружить, что хлеб стал стоить на пару рублей дороже, подсолнечное масло и вовсе на пять, и так по всем группам. Нефть к этому имеет прямое отношение.

Прощай, дешевый баррель
 

Период дешевой нефти прошел – такой прогноз развития событий на среднесрочную перспективу сделал президент российской компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов, выступая в начале июля на пресс-конференции в Баку. Сегодня нефтяные компании, имеющие передовые технологии, качественный кадровый потенциал, а также доступные ресурсы, вынуждены инвестировать колоссальные средства на освоение сложных в геологическом плане нефтяных месторождений. К ним глава российской компании отнес разработку канадских нефтяных песков, глубоководного шельфа, предстоящие работы американцев на ранее стратегических площадях в Мексиканском заливе и на Аляске. Именно затраты на разработку таких месторождений и формируют сегодня высокие цены на энергоносители на мировых рынках, убежден Алекперов.

Между тем, по его оценкам, резкого увеличения добычи энергоносителей в ближайшее время не предвидится, так как страны ОПЕК, в том числе расположенные в Персидском заливе, уже находятся на максимуме своей добычи.

«Если кто-то знает, сколько будет стоить нефть в ближайшем будущем, он станет самым богатым человеком в мире», – заявил Вагит Алекперов, подчеркнув, что никто в мире, даже эксперты самого высокого уровня, в том числе и многие его коллеги, не прогнозировали такой рост цен на нефть, который наблюдается сегодня на рынках.

Пойти ва-банк и все же сделать такой прогноз решился в Баку коллега Вагита Алекперова, руководитель другой крупной российской компании «Газпром» Алексей Миллер. По его мнению, уже в ближайшем будущем цена достигнет 250 долларов за баррель. Примеряя параметр на газовый сектор, он вывел примерную стоимость тысячи кубов голубого топлива, определив ее на уровне в одну тысячу долларов.

В нефтяном картеле ОПЕК, контролирующем около 40% мирового производства нефти, не уверены в том, что увеличение добычи спасет от ценового всплеска. Председатель ОПЕК, министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль считает «нелогичным и иррациональным» требовать от картеля увеличения добычи нефти. Он подчеркнул, что рост добычи не способен ослабить давление на неуемно скачущие цены. Эту уверенность подтвердил и министр нефти Ирана Голям Хосейн Нозари, который видит основной причиной роста цен на нефть падение курса доллара.

 
Дорогая нефть – прыжки в рецессию
 

Первые последствия высоких цен на нефть уже давно проявили себя, и сегодня на рынках пошла вторая, более серьезная волна, грозящая рецессией для всей мировой экономики. Первыми пострадавшими стали автомобильные гиганты. Продажи популярных в США мощных внедорожников, жрущих не один десяток литров бензина на км, упали аж на 60%. Все эти тенденции поставили на грань банкротства такие гиганты американского автобизнеса, как «Дженерал Моторс» и «Крайслер». Параллельно упал спрос и на подобные подержанные автомобили. Итог всего этого страшен – продавцы вынуждены снижать цены, чтобы избавиться от старых автомобилей. Для России это грозит новыми партиями дешевых американских машин, которые скоро будут колесить по бездорожью по всему пространству СНГ. Правда, нет гарантии, что цены на них будут такими же низкими, как и в США.

Сокращение продаж автомобилей ведет к глобальным последствиям уменьшения разных сегментов в других отраслях, металлургии, химической отрасли и прочих смежных областях, работающих на производство техники. Цепная реакция вкупе с общемировыми инфляционными тенденциями ведет США, а вместе с ними и весь мир к рецессии или сокращению объемов производства. Защитных механизмов от сдувания американского пузыря ни у кого нет, поскольку у всех государств в загашниках в валютных накоплениях хранится по большей части доллар. Именно это обстоятельство заставляет и Россию, и другие страны, в частности, Китай, Японию и ЕС помогать Штатам не рухнуть окончательно.

Если мировые индустриальные державы и способны выдержать прессинг дорогого барреля, то для экономик развивающихся стран упомянутые Миллером 250 долларов за баррель смерти подобны. Из-за дороговизны бензина машины могут просто остановиться. Что может быть страшнее остановившейся, а, следовательно, голодной Индии или Бангладеш – даже трудно сказать.

По другую сторону «баррикад» нефтедобывающие страны. Азербайджан, уже вышедший на получение 80% всех прибылей от разработки месторождений «Азери–Чыраг–Гюнешли», в ближайшие несколько лет может удвоить, если не утроить поступления в Нефтяной фонд. А прежние параметры доходов с 200–250 миллиардов до 2024 года вырастут многократно. Важными показателями в этом случае станут качество использования такого сказочного богатства и эффективность работы всей экономики страны. Иначе инфляция погубит все достижения.