Июль 13th, 2008 | 12:00 дп

Надежда на молодых

  • Сакин ГАСАНОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Долго думал – опять промолчать, зная о бесполезности каких-тo дискуссий, или же написать? Но душа кричит и покоя не дает. И буду писать очень дерзко, но правду.

Как-то лет 7–8 тому назад, после замены сезонных колес своей машины на шиномонтаже, я подъехал к ближайшему автосервису, где работают мои соотечественники. Там на автомойке я попросил молодых земляков просто напором воды сбить зимнюю грязь с замененных колес, чтобы потом самому упаковать их в целлофановые мешки и отвезти в гараж. Они попросили по 10 руб. за колесо, на что я согласился и обещал заплатить 50 руб. за 4 колеса. Процедура очень простая, времени почти не требующая. Только ребята начали вытаскивать колеса из багажника, как подошел «хозяин» – с гордым видом, небритый, зато в кроссовках, щелкая семечками, и, узнав, в чем дело, назначил цену в 50 руб. за каждое (!) колесо.

– Как могут стоить 4 колеса 200 рублей, если комплексная мойка всей машины стоит 150–200 рублей (в то время были такие цены)?

– Хочешь не хочешь – у нас такие цены, и мне по барабану, что ты наш земляк (точно не дословно, но по смыслу). Дальнейшие мои просьбы были тщетны, и я с поникшей головой сел в машину, хотел отъехать, но тут пришлось невольно наблюдать такую сцену.

Подъезжает «крутой» джип, и с нашим «хозяином» происходит удивительная метаморфоза: из цинично-развязного он превращается в униженно-угодливого типа и, чуть ли не пресмыкаясь, на полусогнутых, подбегает к джипу, за рулем которого сидит субъект явно не нашей национальности. Настолько противно было наблюдать это, что в душе сплюнув, я уехал.

Данный случай говорит об абсолютном отсутствии не только чувства восприятия и взаимного уважения к своему соотечественнику, но и полном отсутствии чувства собственного достоинства, не говоря уж о национальном. Отсюда – и полное отсутствие чувства национальной солидарности.

Другой пример. В 2002 году имел большое желание устроиться на работу в «Крокус-Сити». Живу рядом, да и вакансий было много. В отделе кадров меня отсылают к какому-то начальнику, нашему соотечественнику.

– А ты от кого? (на «ты», хотя по возрасту был явно моложе меня).

– Я сам по себе, вот резюме, я азербайджанец, живу в Москве, гражданин РФ, выпускник московской академии, по специальности такой-то, работал там-то, имею большой опыт работы и так далее…

– Это не главное. Нужна рекомендация или чей-то звонок. Неужели сам не понимаешь?

Может быть, мне надо было поступить «по-нашему», взятку предложить или попросить кого-нибудь из диаспоры позвонить? Но я так не могу. Нe так воспитан. И почему я должен здесь, в Москве, где я живу больше 30 лет, искать к своим соотечественникам «блатные» подходы?

В самом начале Карабахской войны меня не покидала одна мысль. Могли бы азербайджанцы, проживавшие в то время в Армении, объявить автономию и объявить о выходе из состава Армении и воссоединиться с Азербайджаном? То есть сделать так, как это проделали с нами армяне, и таким образом восстановить историческую справедливость?

А мы, весь народ, весь Азербайджан, встали бы на защиту соотечественников. Через горные перевалы и днем, и ночью идут наши люди с оружием, боеприпасами, продовольствием, медикаментами, деньгами, живой силой ополченцев на помощь. Фантастика? Да, увы! А почему? А все потому, что нет у нас национальной идеологии.

Мы проиграли ту войну позорно, потому что мы разобщены и делим друг друга на бакинцев, еразов, карабахцев, шекинцев, гянджинцев… И сейчас это продолжается. И одной из главных причин оккупации наших земель является наша с вами разобщенность. У вайнахов есть одно слово – «нохчи», и этого достаточно. А у нас – «Мусульмансан? Харалысан? Кимлерденсен?» («Мусульманин? Откуда? Из каких?»). Хотим мы этого или не хотим, наши дети и внуки будут осуждать нас как поколение, потерявшее (мягко говоря) наши земли. И нечего роптать и плакать. Валить вину друг на друга. Почему в период развала Союза, в самом начале войны, боеприпасы, так нужные ополченцам для защиты наших земель, покупались по одной цене, а на конечных пунктах в Шуше, Физули, Лачине тем же ополченцам продавались посредниками по цене в три раза дороже? Почему при определенной цене за 4 БМП посредник, он же офицер действующей армии, он же наш соотечественник, объявил цену на 20% дороже реальной, а потом скрылся с этой суммой денег, а тем временем ополченцы-добровольцы ожидали эту технику в Лачине, Физулинском районе и в Шуше? И мне лично пришлось ее искать две недели. Почему, почему?

Это не ложный пафос с моей стороны, это истина. Сколько еще аналогичных фактов я могу привести, и кровь стынет в жилах от алчности некоторых представителей моего народа. Когда здесь, на чужбине, я спрашиваю у своего соотечественника, почему ты себя так ведешь, неопрятно одеваешься, не бреешься, он отвечает, что его здесь никто не знает, и поэтому он волен делать все, что ему заблагорассудится.

Моя супруга просит меня, чтобы на рынке не покупал овощи и фрукты у своих, а я все равно и покупаю, и переплачиваю, и сдачи не беру. И вот принесешь домой, и обязательно две-три штучки гнилых обнаруживаешь, которые подсунули…

Имеет ли право один представитель народа позорить всю нацию? Но порой он просто не знает, что позорит. Ему об этом никто не говорил, не учил, примеров не приводил. Не велась до сих пор такая работа, которая ориентировала бы каждого азербайджанца на то, что в жизни нации главное, а что второстепенное. И из чего складывается имидж народа. Наряду с индивидуальными – с врожденным почитанием родителей, особой ответственностью за семью и детей, теплыми отношениями к родным и близким, трудолюбием – существуют и надличностные ценности. Такие, как национальные, государственные, религиозные, общечеловеческие, морально-этические. Их наличие – знак качества человека, это то, что в совокупности объединяет нас, должно объединять и сплачивать.

Любить свою нацию, но не «замечать» ее пороки нельзя. Не претендуя быть современным М.А.Сабиром или Дж.Мамедкулизаде, я призываю вас – поменьше комплиментов, восхвалений и од друг другу. Больше самокритики и трезвой оценки ситуации в вопросе национального имиджа.

Всероссийский Азербайджанский Конгресс – звучит очень громко. Главным вектором всей работы данной организации должно быть правильное воспитание будущего поколения. Ибо только молодые смогут исправить все наши грубые упущения и ошибки. Только на них я возлагаю большие надежды.

 
 
От редакции
 

Наш уважаемый соотечественник в своих «сердитых заметках» смешивает, как говорят русские, «праведное с грешным». Описанная попытка «нагреть» земляка, содрав с него втридорога за простейшую работу, – это тема разговора о банальном хапужестве, чему примеров множество не только у азербайджанцев. И совсем иное дело – «наваривание» прибыли офицером-посредником при закупках боевой техники: по законам военного времени подобное оценивается как измена Родине и карается сурово.

А сочли же мы нужным опубликовать письмо по той причине, что в нем содержится много бесспорных суждений. Например, о сочетании индивидуального и надличностного. А главное, в них есть искренняя боль. И это, как нам представляется, превращает эти заметки в предмет серьезного общественного внимания. Вот мы и приглашаем читателей к продолжению дискуссии.