Июль 13th, 2008 | 12:00 дп

Незаменимость без любви

  • Ибрагим МЕЛИКОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Диаспора: случайность или закономерность истории
Говоря о современной общественной жизни, довольно часто диаспоры рассматривают как некий анахронизм, как случайное явление в истории, чуть ли не противоречащее ее закономерностям. Однако при этом необходимо следовать не только установленными стереотипам, но и считаться с реальной действительностью.

Историческая реальность такова, что наряду со многими институтами общественной жизни в современном мире появилось и такое явление, как диаспора. Термин «диаспора» получил распространение со времен расселения евреев вне Палестины, которые были насильственно переселены в Вавилонию в VI веке до н.э. после взятия Иерусалима царем Навуходоносором II. Само слово «диаспора» происходит от греческого слова, которое дословно означает «рассеяние». Развитие диаспор в современной трактовке, т.е. массовое расселение людей вне границ их исторической родины, насчитывает не более 150 лет. Самыми древними, а потому и классическими, считаются еврейские и армянские диаспоры, которые существуют примерно 2000 и 1600 лет соответственно. Многотысячные же потоки переселенцев из своих стран начались в конце ХIХ – начале ХХ вв. Пик массовых миграций пришелся на окончание второй мировой войны. В середине 90-х гг. ХХ века в связи с распадом СССР примерно 125 млн человек жили за рубежами своих государств. Причем ежегодно их число возрастает примерно на 2–4 млн иммигрантов.

Диаспора – это не случайное или второстепенное явление. Диаспора – составная часть современного развитого общества, без нее невозможно понять социальную структуру общества и его социально-антропологические характеристики. В социальной структуре современного мира есть не только этносы, нации, но и диаспоры. Появление диаспор – закономерный продукт новейшей истории. Если традиционно феномен диаспоры можно было связывать в основном с еврейским народом, расселившимся по всему миру, то сегодня эта участь постигла практически все народы. Современный мир невозможно представить без миграции.

Сегодняшняя общественная жизнь вне учета национальных диаспор оказывается уже неполной. Национальные диаспоры – это неизбежный атрибут современной общественной жизни всего мира, а вместе с тем и России. Для России это особенно актуально, поскольку существует целый комплекс проблем, связанных с национальными диаспорами. Реалии современной общественной жизни таковы, что наряду с коренными народами в России проживают и некоренные народы – народы бывших республик Советского Союза. Если быть точным, это не столько некоренные народы Российской Федерации, а сколько народы национальных диаспор. Некоренные народы и образуют диаспоры.

Проблема состоит в том, что традиционно, рассматривая исторические вопросы, исходят из того, что государства образуются из коренных жителей, при этом абсолютно игнорируя огромные потоки миграции в современном мире, которые можно сравнивать с великим переселением народов. Но этот подход отражает положение дел в прошлом. В современном мире ситуация кардинально меняется. Как отмечал А.Тойнби – один из классиков современной исторической науки, в связи с резким и ускоренным развитием средств коммуникации в современной социальной жизни происходит стирание границ между культурно-историческими типами. Развитие техники, по его словам, «уничтожает расстояния». Это выражается не только во взаимодействии культур, но и массовой миграции. Масштабы миграции приобретают невиданный до этого характер. В рамках государственных структур тех или иных культурно-национальных типов возникают национальные диаспоры. Национальные диаспоры – это островки одних культурно-исторических образований, как правило, меньших масштабов, в рамках культурно-исторических образований больших масштабов. И это есть необходимое следствие специфики современного хода истории.

Современная историческая ситуация такова, что многие страны уже не могут обойтись без мигрантов, обеспечивающих их необходимыми трудовыми ресурсами. Сегодня диаспоры еще более важны, чем когда бы то ни было раньше. Но именно это обстоятельство предопределяет то, что диаспоры стали одной из наиболее сложных проблем в мире. Как говорил А.Тойнби, «эта проблема трудноразрешима потому, что незаменимость диаспоры отнюдь не прибавляет ей популярности и любви».

Классическим примером этого исключительно сложного вопроса в истории служит, с точки зрения Тойнби, незаменимость и непопулярность евреев в средневековых христианских королевствах Запада. «Без тех услуг, которые осуществляли евреи для христианского мира, этот средневековый христианский мир не смог бы сам по себе устоять против превосходящих его цивилизаций восточных ортодоксальных христианских стран и исламского мира».

«Христиане в отсталых странах средневекового Запада, со своей стороны, осознали, что местные евреи одновременно и оказывают им незаменимые услуги, и извлекают для себя выгоду из своей монополии и мастерства, – писал Тойнби. – Западное христианское большинство отвечало на это тем, что наказывало еврейское меньшинство, а как только почувствовало, что может обойтись без евреев, принялось изгонять их. И оно не позволяло евреям возвратиться в свое общество, пока не овладевало в достаточной мере присущим евреям мастерством, чтобы быть в состоянии выстоять в соперничестве с ними».

Этот классический пример из истории существования евреев в средневековом западном мире говорит о том, что положение диаспоры всегда ненадежно: «В глазах коренных жителей это выглядит как преступный сговор чуждого меньшинства в их среде, сговор, направленный против них. А это подозрение, в свою очередь, делает данную диаспору еще более непопулярной».

Здесь возможны два пути. Либо данная диаспора будет уничтожена или изгнана, либо – другой вариант – она станет господствующим чуждым меньшинством, которое управляет подвластным ей большинством коренных жителей. Но к счастью, как говорит Тойнби, существует и третья возможная развязка помимо этих двух крайностей, каждая из которых гибельна. Чуждая диаспора, говорит он, может пойти на постепенную ассимиляцию или решительно взять курс на нее «в результате непосредственного воздействия чужеродной закваски на тесто коренного происхождения».

Эти мысли великого мыслителя особенно актуальны в настоящее время, когда достаточно остро стоит проблема национальных диаспор в России, в том числе и азербайджанской. И тот путь интеграции национальных диаспор в общество, отмеченный Тойнби и намеченный нынешним политическим курсом руководства России, есть наиболее оптимальное решение этой одной из самых злободневных проблем современного российского бытия.