Июль 27th, 2008 | 12:00 дп

Кому мешает БТК?

    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Loading ... Loading ...

    Начало строительства железной дороги из Азербайджана в Турцию вызвало неоднозначную реакцию комментаторов и аналитиков разных стран. Застрельщиками негатива и глашатаями провальных прогнозов, как и можно было ожидать, выступили армянские обозреватели. В Армении отчетливо понимают, что прямой стальной путь между Азербайджаном и Турцией окончательно отрезает армянскую экономику от региональных проектов и хоронит все надежды на использование ее коммуникационных и транзитных каналов. Ереван в последние годы пытался различными ухищрениями если не заблокировать продвижение проекта БТК, то максимально затормозить его.

    В ход были пущены все силы армянского лобби в США, добившегося беспрецедентного решения от Конгресса, запретившего американским компаниям и банкам финансировать его реализацию. Но вся эта возня не остановила участников железнодорожного консорциума, необходимые ресурсы были изысканы из собственных резервов. Инициативу проявил Азербайджан, согласившийся выделить Грузии долгосрочный кредит под мизерный процент. Ведь сегодня большинство грузопотока между двумя дружественными странами осуществляется автомобильным транспортом, а значит, несет множество разных издержек. Перевод части грузов на железную дорогу упростит ряд существующих проблем и однозначно будет способствовать увеличению торгового оборота. Новым коридором хотят воспользоваться и соседи по восточному побережью Каспийского моря – Казахстан и Туркменистан. Новый «Шелковый путь» возродится в новом измерении.

    К сожалению, с подачи армянских СМИ линию на очернение проекта подхватил и ряд российских. Многие из них «воодушевленно» заговорили о якобы антироссийской направленности проекта. Особенно отчетливо пропагандистский шлейф проявился в заметке на сайте серьезного экономического издания «РосБизнесКонсалтинг» в подразделе «РБК-дейли». В опусе «Россия теряет Закавказье», изобилующем эмоциями, прямо говорится о том, что «настойчивое желание Тбилиси и Баку построить ее (железную дорогу. – Ред.) как можно скорее подчеркивает политический характер этого проекта – он будет направлен против России». Однако при чем тут российские интересы, не объясняется. Более того, в статье не приводится никаких экономических доводов против целесообразности строительства магистрали, присутствует лишь плач об упущенных возможностях армянского направления. Но позвольте, к чему Азербайджану, 20% территории которого оккупировано армянскими формированиями, учитывать интересы агрессора? Та же Россия не торопится принять во внимание желание Украины пропустить через себя больше газа в Европу, а параллельно строит газовую трубу по дну Балтийского моря, обходя не только «незалежную», но и «строптивые» страны Балтии.

    Если бы у Баку имелась цель уйти из-под российского влияния, то, думается, власти страны даже не стали бы обсуждать предложения «Газпрома» о покупке азербайджанского газа и не оставили бы объемов прокачки азербайджанской нефти до Новороссийска. Азербайджан стремится быть выгодным партнером для всех соседних стран при аналогичном отношении к нему. Армения же сделала все, чтобы исключить себя из списка таких государств, и тенденций на пересмотр ее позиций не прослеживается.

    Что касается Грузии, то эта страна до сих пор не имела прямого железнодорожного сообщения со своим западным соседом, несмотря на протяженную общую границу. Завязка на армянских коммуникациях отнюдь не отвечает духу диверсификации коммуникационных маршрутов, к чему стремится в том числе и Россия.

    Политическая и экономическая целесообразность подталкивает Баку, Тбилиси и Анкару к большему сближению. В этом надо видеть позитив регионального сотрудничества, а не искать подоплеку вражды или злого умысла.