Июль 27th, 2008 | 12:00 дп

Стальной триумвират

  • Евгений КРИШТАЛЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

В Карсе состоялась церемония закладки турецкого участка железной дороги Баку–Тбилиси–Карс (БТК)
Торжественность событию добавило участие в ней президентов Турции, Азербайджана и Грузии. Абдулла Гюль, Ильхам Алиев и Михаил Саакашвили заложили в основание новой железной дороги памятную капсулу и выступили с совместным заявлением. В нем главы государств выразили удовлетворенность стремительным развитием дружеских и партнерских отношений между странами во всех сферах. Новая стальная магистраль станет еще одним связующим звеном, объединяющим регион, значимым проектом с точки зрения расширения экономического сотрудничества.

Наша справка

Межправительственное соглашение по строительству железнодорожного пути Баку–Тбилиси–Карс было подписано 7 февраля 2007 года. Проект предусматривает строительство новой 105-километровой ветки, из которых 76 км пройдут по территории Турции, а 29 км – по Грузии. Кроме того, на грузинском отрезке БТК будет реконструирован 183-километровый участок по линии Ахалкалаки–Марабда–Тбилиси, повышающий пропускную способность магистрали до 15 млн тонн грузов в год. В Ахалкалаки строители возведут пункт по переходу поездов с существующего российского стандарта колеи на европейский.

Строительство грузинского участка магистрали осуществляется с ноября прошлого года. Работы намечено провести в два этапа. По данным компании «Азерииншаатсервис», в данное время работа ведется на 26-километровом участке Марабда–Картсахи. Строители готовят грунтовую основу будущей трассы.

Общая же стоимость проекта оценивается в $422 млн, а с учетом сопутствующей инфраструктуры достигнет $600 млн. Правда, в связи с общим подорожанием и мировой инфляцией цена дороги может вырасти до 700 млн. Турецкая сторона самостоятельно профинансирует работы на своем участке дороги, оцениваемые примерно в 370 млн долл. Грузинскую часть железной дороги прокладывают за счет кредита, выделенного правительством Азербайджана. На эти цели из Нефтяного фонда выделено 225 млн долл. со сроком погашения в 25 лет и однопроцентной годовой ставкой.

Проект открытия железнодорожного сообщения планируется завершить к 2010 году. Примерно в эти же сроки будет завершен проект Мармарис – сооружение туннеля под Босфором. В совокупности все это позволит открыть прямое железнодорожное сообщение в Европу.

 

Выступая в Карсе, президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул, что сотрудничество между тремя странами должно стать примером для других. «В мире нет аналога такому взаимодействию. Реализация региональных проектов приносит пользу не только трем странам, но также Европе и всему миру», – убежден Ильхам Алиев.

Он напомнил, что Азербайджан, Грузия и Турция смогли реализовать проект нефтяного трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан в то время, когда многие не верили в его осуществление и создавали препятствия. Затем при том же сопротивлении и недоверии была протянута газовая труба до турецкого Эрзурума. Стальная магистраль БТК станет третьим важным звеном, которое скрепит три страны, и региональное сотрудничество получит дополнительное развитие. «Национальные интересы наших стран будут еще более защищены. Мы превратимся в важный транспортный коридор, связывающий Европу и Азию. Многие страны хотят присоединиться к реализуемым нами сегодня проектам. Потому что это было бы самым выгодным для них путем», – сказал азербайджанский президент.