Август 03rd, 2008 | 12:00 дп

Владыка Александр: «Мы благодарны Богу, что живем в этой стране»

  • Расим БАБАЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

«Грамотный в религиозном отношении человек никогда не станет религиозным экстремистом, никогда не станет человеком, вносящим диссонанс в общественную и политическую жизнь»

– Как сегодня в Азербайджане складывается жизнь представителей славянских национальностей?

– Слава Богу, мне кажется, что в Азербайджане выработана та модель жизни представителей разных национальностей, которая является оптимальной для нашего времени.

Я всегда вспоминаю по этому поводу слова покойного нашего общенационального лидера Гейдара Алиева, который сказал: «Многонациональность – это наше богатство». И действительно, мы видим, как в Азербайджане с уважением, я бы даже сказал, трепетно относятся к представителям разных национальностей. Понятно, что большинство граждан страны составляют азербайджанцы, мусульмане, но тем не менее у нас есть немало представителей славянских народов – русских, украинцев, белорусов.

Я с радостью должен констатировать, что успешно решаются духовные проблемы славянских народов в Азербайджане. У нас осуществляет свою деятельность Православная церковь во главе с Бакинской Прикаспийской епархией, у нас решаются вопросы образования на русском, украинском языках, у нас есть очень известный и пользующийся большой популярностью у молодежи нашего города Славянский университет, где изучают славянские языки – русский, украинский, белорусский, болгарский, сербский. В этот университет стремятся поступить многие лица неславянского происхождения, потому что в этом высшем учебном заведении действительно очень высокий уровень преподавания и филологии, и языков, и литературы.

Кроме того, в Азербайджане в школах преподается русский язык. Есть и отдельные русскоязычные школы. Даже в азербайджаноязычных школах имеется русский сектор. У нас немало разных общественных организаций национального характера, это и русская община, и украинская община, и белорусская община, и союз землячества казаков Азербайджана. Кроме того, у нас действуют Центр культуры русской общины, Центр культуры славян, ну и если перейти к обыденной жизни, то в Азербайджане немало учреждений питания, которые носят русское или украинское название, где преподносятся национальные русские и украинские блюда. Поэтому та модель сосуществования, которая найдена сегодня в Азербайджане, является оптимальной для настоящего времени.

– Как происходит сотрудничество христианской церкви с представителями других религиозных конфессий в Азербайджане?

– Мы находимся в постоянном контакте с представителями других религиозных конфессий. Лично меня связывают узы дружбы с главой Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам гаджи Аллахшукюром Пашазаде, с главой религиозной общины горских евреев господином Семеном Борисовичем Ихииловым, главой общины евреев-ашкенази господином Зельмановичем, с представителями римско-католической церкви, лютеранской общины нашей республики.

Конечно, самое главное – не только личные наши отношения. Я должен сказать, что у нас самые добрые отношения существуют между людьми вне зависимости от национальности и вероисповедания. И свадьбы, кто бы их ни праздновал, это торжества, на которые собираются представители всех национальностей и религий, которые также совместно принимают участие и на церемонии похорон. И мне кажется, что национальные и религиозные различия – они являются как раз богатством Азербайджана, подчеркивают красоту людей, живущих здесь, красоту природы, гор, моря, богатство исторических традиций. Все это, конечно, реалии нашей жизни. Мы благодарны Богу, что живем в этой стране среди такого замечательного народа.

– С какими проблемами в Православную церковь обращаются люди? Стало ли их (проблем) больше или меньше в последнее время?

– Да, конечно, хочется отметить в первую очередь, что у людей все больше и больше проявляется интерес к проблемам религиозной жизни. Все больше представителей молодежи тянутся к религиозным знаниям. С другой стороны, хотелось бы отметить, что жизнь в Азербайджане изменилась. Изменилась очень разительно. Азербайджан начала третьего тысячелетия кардинально отличается от Азербайджана конца восьмидесятых – начала девяностых годов прошлого века. И, конечно, я с радостью отмечаю, что уже нет многих тех проблем, когда люди страдали от нищеты, холода и голода. И уже с радостью видишь, что в городе решаются проблемы отопления, транспорта. Все меньше обращаются люди, жалующиеся на нужду, одиночество.

– Какие пожелания у вас молодежи?

– Азербайджан богат историческими традициями, и я вам скажу, очень добрыми. Это уважение к старшим, уважение к женщине, стремление помочь друг другу в трудных обстоятельствах. Столетия совместной жизни сделали народы Азербайджана такими замечательными, понимающими друг друга людьми. Здесь чувствуется ощущение дружеской поддержки. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы вот эти традиции, типичные для Азербайджана, сохранились, и наша молодежь, прикасаясь к большой европейской культуре, не забывала своих исторических корней, традиций своего народа, которые сделали Азербайджан такой замечательной интересной страной, к опыту которой сегодня обращаются многие ведущие политические деятели мира.

– Недавно был завершен капитальный ремонт в Кафедральном соборе святых жен-мироносиц. Планируются ли такие мероприятия и в районах?

– Да, безусловно. У нас намечаются большие работы по реставрации храма Александра Невского в Гяндже, приводится в порядок Никольский храм в Хачмазе, а также в наших бакинских храмах, где мы продолжаем заниматься благоустройством близлежащих к ним территорий и помещений, находящихся на церковной территории. Вы сами видите, что Баку представляет сегодня строительную площадку, и мы стараемся не отставать от общего направления жизни нашей столицы.

– Года два назад существовала проблема, связанная с насильным привлечением мусульман Азербайджана в христианскую веру. Если не ошибаюсь, в Гяндже эту деятельность развернула некая организация «Атра».

– К сожалению, в обществе существует некоторое смешение понятий. К сожалению, многие люди хотят приписать себе то, что им несвойственно, и называются христианами, не будучи таковыми. И, конечно, деятельность сектантских организаций основана на том, что их представители активно вербуют себе сторонников либо за счет обещания материальных благ, либо за счет обещания поездок, так сказать, на Канарские острова, и еще чего-то подобного. И, в результате у нас возникают новые религиозные организации, которые именуют себя христианскими, но таковыми не являются.

К нам не раз обращались по этому вопросу, но я часто не знаю даже названия этих организаций. То есть они находятся вне сферы нашей курации. Они наносят и нам большой ущерб, потому что, прикрываясь псевдохристианской терминологией, отвлекают многих граждан. И к нам иногда обращаются с жалобами люди. То им подсунули литературу совершенно непонятного содержания, то в семье какой-то разлад – сын или дочь, молодые люди с еще не устоявшейся психикой, отсутствием богатого жизненного опыта, увлеклись какими-то людьми и стали в семье проявляться неадекватно.

Псевдохристианам безразлично, с кем работать, лишь бы как можно больше завербовать себе адептов. А каким путем, для них не имеет значения. Но самое главное, они наносят урон национальным интересам Азербайджанской Республики, так как вносят диссонанс в нашу жизнь, и неизвестно как в какие-то критические моменты жизни себя поведут подобные люди.

– Имеются ли у вас какие-то проекты в области религиозного образования?

– При наших храмах действуют воскресные школы, где дети получают начальное религиозное образование. Но я думаю, что и государство должно обратить серьезное внимание на проблемы религиозного образования, потому что грамотный в религиозном отношении человек никогда не станет религиозным экстремистом, никогда не станет человеком, вносящим диссонанс в общественную и политическую жизнь. А религиозная безграмотность, невежество, конечно, толкают людей и на путь насилия, и на путь экстремизма, приводят к серьезным заблуждениям, которые потом очень горько сказываются как на жизни отдельной семьи, так и на жизни отдельного коллектива или общества.