Август 31st, 2008 | 12:00 дп

Без проблем?

  • Фархад АГАМАЛИЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Заметки с I Международного конкурса видеофильмов «Человек и море»
В Астрахани я сделал два поразивших меня открытия о своей исторической родине. Первое: в азербайджанском секторе Каспийского моря никаких проблем природоохранного свойства нет. Вообще. Нет проблем экологических, сохранения биоресурсов, браконьерства. Проблем, возникающих вследствие неласкового, скажем так, вмешательства человека в естественные процессы, а также целого спектра иных проблем, связанных с жизнедеятельностью этого самого уникального на Земле водоема.

Открытие второе. Азербайджанские мастера документального кино достигли таких сияющих высот благоденствия, что 100 000 (сто тысяч!) рублей абсолютно никакого интереса у них не вызывают. Ну очень смешные это для них деньги. Все равно, что Николаю Баскову предложить спеть на корпоративной вечеринке ударников труда макаронной фабрики за 750 целковых.

Кинопублицисты трех других прикаспийских стран, а именно России, Казахстана и Туркменистана, вышеозначенные проблемы в своих национальных каспийских водах увидели, откликнулись, постарались в их суть вникнуть и, по возможности, предложить пути решения. Живо заинтересовала их и сумма в 100 тыс. рублей.

Причины отсутствия Ирана касаться не будем. Возможно, в стране, которой уходящий Джордж Буш грозит под занавес повторением иракского апокалипсиса, проблемами Каспия озабочены не в первую голову.

А теперь перестану интриговать читателя и поясню, о чем речь. О том, где именно одни присутствовали, а одни отсутствовали. Речь идет о I Международном конкурсе видеофильмов «Человек и море» на экологическую тему, организаторами и координаторами которого выступили созданный в 2007 г. при поддержке губернатора Астраханской области Александра Жилкина «Каспийский пресс-центр» и «Астраханский пресс-клуб». Председателем экспертного совета конкурса был исполнительный вице-президент Евразийской академии телевидения и радио Валерий Рузин, в состав совета входили видные российские, казахские, туркменские кинодокументалисты и дипломаты, профессионалы в области экологии Каспия; в работе конкурса принял участие министр международного сотрудничества Астраханской области Аскар Кабикеев.

Азербайджан в качестве членов экспертного совета представляли председатель Астраханского регионального отделения ВАК Адалят Гусейнов и автор этих строк. Ни фильма из Азербайджана, ни мастеров экрана с нашей исторической родины на этом актуальнейшем кинофоруме не было. В то время как соседний с Азербайджаном Туркменистан выставил на конкурс большую двухчастную ленту «Путешествие с перелетными птицами» и проблемную картину «Рамсарская конвенция». Казахстан выступил с фильмом «Экология Каспия: пути решения проблемы», целой россыпью работ была представлена Россия.

Среди небольших этих фильмов – формат лент по условиям конкурса не должен превышать 15 минут – есть фильмы поистине набатного звучания – «Царь-рыба» ( Дагестан), «Природа и человек. Раскаты» ( Астрахань), в которых острота поставленной проблемы, сопрягаясь с живым человеческим чувством, рождает произведения пронзительного публицистического содержания. Фантастической красоты закаты и рассветы Каспия, пронизываемые стаями фламинго, гусей, пеликанов и других пернатых обитателей Хазара, – это живая ткань туркменских лент, рождающих сопереживание и мысль: все это великолепие нужно сохранить, нельзя допустить, чтобы оно прервалось на нас. И, кстати, о 100 тыс. рублях, о которых было сказано вначале. Достоинство лент оценивалось в пяти номинациях – за лучшую сценарную, режиссерскую, операторскую работу, глубокое журналистское отражение, художественное решение…Названная сумма вполне достойна и убедительна для поощрения творческих поисков кинематографистов, для кого слова о будущем Каспия не пустой звук.   

Мы с Адалятом Гусейновым внесли свою лепту в работу экспертного совета, которая временами носила достаточно полемический характер. Оно того стоило, и, думается, награды нашли действительно лучших. Увы, соотечественники не дали нам возможности заинтересованно поучаствовать в обсуждении их лент. Хотя Адалят Абушевич, единственный, кстати, представитель национальных общин Астрахани, привлеченный к работе конкурса, задолго до его проведения начал переговоры с Баку, с присущей ему настойчивостью убеждая чиновников Комитета по работе с соотечественниками, живущими за пределами Азербайджана, в важности участия в предстоящем конкурсе.

Был момент, когда показалось, что убедил. 16 августа, то есть меньше, чем за неделю до начала фестиваля, из Азербайджана пришла бумага от располагающегося в Сумгайыте ООО «Милли-Продакшн», заявляющая участие в конкурсе «Человек и море» лентой Гасана Алиева «Притча». Цитирую: «Видеофильм о человеке, который своими руками создал маленькую копию Каспия». Конец цитаты. Как писал Исаак Бабель: «Этот парень говорил мало, но хотелось, чтобы он сказал еще». Не сказал. Оставив гадать читателей аннотации, насколько маленькую копию Каспия создал герой фильма, где, запустил ли туда рыб, каких конкретно пород и о многом другом, не менее таинственном. А главное, зачем он это сделал? Может, это метафора, что скоро настоящему Каспию наступит окончательный кирдык, и пусть хоть копия останется?

Ответов на все эти волнующие вопросы мы не получили, поскольку ни «Притча», ни ее ставший притчей во языцех реальный автор с берегов Хазара до берегов Волги так и не добрались. Что дало повод другому члену экспертного совета, моему столетнему товарищу – кинодокументалисту из Москвы Владимиру Синельникову пошутить следующим образом: «Слушай, может, обсудим заявку твоих земляков?» Что я мог ответить?

Все проблемы, поднятые в лентах участников астраханского конкурса «Человек и море», животрепещат и в азербайджанском секторе Каспия. Актуальны, даже если вспоминать, основываясь только на сообщениях азербайджанских СМИ, проблема уменьшения поголовья осетровых в связи с хищническим выловом и ухудшением экологии моря, сохранения популяции каспийского тюленя, проблема воздействия масштабной нефтедобычи на экосистему. И многое, многое другое, о чем с разной мерой глубины, но неизменно остро и заинтересованно говорили в своих лентах авторы конкурсных фильмов. Безмолвие наших кинематографистов на фоне этих реалий трудно поддается логическому объяснению.