Сентябрь 22nd, 2008 | 12:00 дп

Азербайджан и СНГ: Взгляд со стороны

  • Александр ЮРЬЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 5,00/5 (1)
Loading ... Loading ...

В октябре исполняется пятнадцать лет с того осеннего дня 93-го, когда Милли меджлис Азербайджана проголосовал за вхождение республики в состав Содружества независимых государств (СНГ). Этот день стал знаменательной вехой в укреплении добрососедских взаимоотношений с великим северным соседом – Россией и другими постсоветскими государствами.

В 1992 году, в разгар войны за Нагорный Карабах, к власти в Азербайджане пришел Народный фронт во главе с Абульфазом Эльчибеем. Одним из его первых решений был выход республики из состава СНГ. В декабре 92-го Милли меджлис совершил этот шаг. Однако жизнь от этого не наладилась, а наоборот, Азербайджан терпел все новые и новые поражения в войне с Арменией. Многих деятелей Народного фронта обвиняли в коррупции и некомпетентности. В экономике царил хаос, жизненный уровень жителей страны катастрофически падал. В итоге уже через год Эльчибей бежал из столицы в Нахичевань. Милли меджлис возложил функции главы государства на бывшего главу Советского Азербайджана Гейдара Алиева. В октябре он победил на всенародных выборах, став президентом страны, и тогда же Милли меджлис вернул Азербайджан в состав СНГ.
С момента вступления АР в Содружество независимых государств, эта международная организация на постсоветском пространстве заняла важное место во внешнеполитической деятельности страны. Наибольший интерес АР проявляет к работе СНГ на гуманитарном, экономическом и антитеррористическом направлениях. Азербайджан – участник межгосударственной Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (7 октября 2002 г. подписана ее новая редакция), Договора о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г. и других многосторонних программ сотрудничества государств – членов Содружества (в борьбе с оргпреступностью, незаконным оборотом наркотиков, международным терроризмом).
Представители Баку принимали активное участие в обсуждении темы реформирования органов СНГ, считают важным продолжить работу по оптимизации Содружества, сосредоточив усилия на приоритетных, прежде всего экономических, направлениях многостороннего взаимодействия государств-участников. Для Азербайджана – страны с динамично развивающейся экономикой (по данным Всемирного банка Doing Business-2009, республика признана лидером в области реформ в экономике, серьезно продвинулась в рейтинге стран по приемлемости бизнес-климата) весьма важной представляется экономическая составляющая СНГ. Поэтому в Баку с интересом рассматривают идею создания зоны свободной торговли на пространстве СНГ, отслеживают процесс формирования Единого экономического пространства и других объединений экономической направленности на поле Содружества.
Несмотря на то что в апреле 1999 года Азербайджан вышел из Договора о коллективной безопасности (ДКБ), его представители в качестве наблюдателей продолжают присутствовать на заседаниях Советов министров обороны и командующих пограничными войсками СНГ.
Вместе с тем Баку не все устраивает в Содружестве, и это понятно, поскольку СНГ – организм сложный, набирающий опыт, в том числе и на миротворческом направлении, в чем Азербайджан весьма заинтересован. 15-летие вступления АР в СНГ совпало с кризисными проявлениями в жизни Содружества, вызванными «пятидневной войной» в Грузии, что нашло свое отражение в заявлениях и действиях некоторых стран-участников по выходу из СНГ. На этом фоне Азербайджан выделяется уравновешенным подходом к возникающим и существующим проблемам, готовностью к дальнейшему сотрудничеству в рамках СНГ.
 
 
КОММЕНТАРИЙ ПОЛИТИКА
 
Эльдар НАМАЗОВ:
– СНГ уже выполнил одну свою историческую миссию – он способствовал цивилизованному «разводу» бывших советских республик, превращению их в самостоятельных участников международных отношений. Это был далеко не гладкий и спокойный процесс, было много опасностей и кризисных проявлений. Формат СНГ способствовал тому, чтобы эти проблемы и вызовы не переросли в нечто большее, урегулировались бы путем постоянного диалога в широком формате. Сейчас СНГ напоминает больше переговорную площадку для лидеров бывших советских республик, и это само по себе тоже очень важно. На этой площадке уже формируются более узкие группы «по интересам», и это естественно, так как есть географическая, политическая и культурная дифференциация стран, расположенных на огромном пространстве, граничащем на западе со странами ЕС и НАТО, а на востоке – с Китаем. На таком огромном пространстве и при такой политико-культурной дифференциации ожидать единства интересов и подходов практически невозможно. Но я думаю, что именно эта разносторонность интересов, роль геополитического моста между евроатлантическим пространством и Китаем диктует необходимость сохранения такой площадки диалога и сотрудничества, как СНГ. Наверное, именно в этой миссии может быть заложен второй стимул для развития СНГ.