Сентябрь 22nd, 2008 | 12:00 дп

О гостеприимстве, пакетах и финнах

  • Оксана БУЛАНОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

После темы чаепития, которую я затронула в прошлом номере, невозможно не коснуться еще одной темы – темы горячего кавказского гостеприимства. Фраза эта в период советской власти стала настолько расхожей, что потеряла всю свою прелесть, превратилась в расхожий штамп, за которым не видно самого явления. А кавказское гостеприимство – это не киношный образ, взлелеянный коммунистической идеологией, и не желание азербайджанцев выставить напоказ какую-то хорошую свою черту, чтобы похвастаться ею.

Истоки такого потрясающего гостеприимства лежат довольно глубоко. Кроме действительно свойственного этой нации радушия, желания сделать приятное любому гостю, в местном гостеприимстве кроется еще много чего любопытного. Одна из версий, объясняющая истоки восточного гостеприимства, такова. Говорят, что пророк Мухаммед сказал людям: «Я ухожу, но вернусь. А так как я способен принимать обличие любого человека, то вы можете увидеть меня кем угодно, даже странником, бредущим по дороге и просящим ночлега». Так что с тех пор любой гость, любой странник для восточного человека очень дорог: а вдруг это сам Пророк? Гостю могут зарезать последнюю курицу, бегающую по двору. Зарежут и не пожалеют. Гостя поместят в самую светлую комнату и отдадут самую лучшую кровать в доме. За столом гостя посадят на самое почетное место. И не важно, знакомый это человек или просто прохожий. Да, возможно, дело действительно в том, что в госте видят одно из воплощений Пророка. Но мне кажется, что это было лишь основой, а в дальнейшем доброта и радушие стали узнаваемыми чертами нации просто потому, что эти черты являются наиболее характерными для азербайджанцев. Это на удивление мирные и незлобивые люди, которые даже о наболевших национальных конфликтах говорят спокойно, корректно и совершенно не агрессивно. Я, русский человек с типично русским менталитетом, как-то сказала своим азербайджанским друзьям во время одной из посиделок: «Вы, ребята, просто финны какие-то! Вам бы перцу побольше!» Самое смешное, что со мной согласились…
Рассуждая о горячем восточном гостеприимстве, мне вспомнилась тема одного из наших многочисленных ток-шоу: как и какими способами понадежнее избавиться от нежданно нагрянувших гостей. Герои передачи увлеченно, буквально взахлеб делились уловками и приемами, как поскорее выставить из собственного дома дальних родственников, приехавших в Москву «за покупками», или неудобных и надоевших гостей. Перед одними гостями выставлялись напоказ чемоданы, призванные доказать то, что хозяева якобы куда-то срочно уезжают, другие методично выживались из квартиры различными запретами, третьим чуть ли не соль в компот сыпалась. Использовались даже дети: их подговаривали устраивать сцены и капризничать, чтобы гости просто сбегали из квартир с такими неуправляемыми чадами. Объяснялись эти все гнусные уловки тем, что гости надоедают, что Москва не резиновая, что у жутко занятых хозяев гости крадут время, что содержать гостей – это страшные расходы и так далее. Все это лично я слушала с чувством брезгливости к участникам программы и с огромным недоумением к ведущим и редакторам, использовавшим подобную тему. На Кавказе, да и вообще на Востоке подобная тема вызвала бы шквал гневных звонков, писем и гнилых помидоров, летящих в экраны телевизоров. Да подобная тема там вообще бы не смогла возникнуть! Передача шла в повторе, и я не могла позвонить и высказать все эти мысли. Неужели, думала я, никто из телезрителей так и не выразит ведущим свое отношение к предложенной теме? И я дождалась! Позвонила одна женщина и рассказала, как она ездила на Кавказ и как горячо ее там принимали, как ухаживали за ней и как радовались ее приезду.
«Постыдитесь! – сказала та женщина. – Ваша тема – мерзкая тема, как вам не стыдно?! Всерьез рассуждать о том, как избавиться от гостей – это низко и подло! Берите пример с Кавказа – там уважают и ценят гостей, потому что там живут добрые и отзывчивые люди». Она бы долго еще говорила, чувствовалось, что все происходящее на экране всерьез ее задело. Но договорить ей, естественно, не дали, звонок «сорвался».
Я думаю, что случай этот в комментариях не нуждается. Однако задуматься о том, как живем мы с вами, – заставляет.
 
Еще одной из характерных черт азербайджанцев является их умение торговать. При этом я хочу поговорить не о той торговле, что существует на наших рынках, хотя эта тема стоит отдельной и большой статьи. В данном случае мне бы хотелось рассказать о местных магазинах в частности и о сфере обслуживания в целом.
В Азербайджане магазины подразделяются на крупные супермаркеты, которых меньшинство, и на мелкие частные лавочки, которых большинство. В этих маленьких заведениях можно купить все – от расчески до голландского сыра. Впервые я столкнулась с подобными магазинчиками, когда приехала в Баку в отпуск, сняла квартиру и пошла за продуктами. Завернув в первую попавшуюся овощную лавочку, я купила все, что хотела – помидоры и яблоки, огурцы и дыню, персики и зелень… И тут мое внимание привлек виноград. Белый, сочный, он лежал в ящиках и дразнил меня своим аппетитным видом. В одном ящике он имел ценник в три «мамеда» за килограмм (дело было до денежной реформы, это примерно рублей восемнадцать), во втором, точно таком же (на мой неискушенный взгляд), виноград стоил шесть «мамедов». Заглянув в свой кошелек и почти ничего там не обнаружив, я попросила взвесить мне тот, что за три. «Ай, дэвушка, зачем такой плохой виноград бэреш, а? – обратился ко мне пожилой продавец. – Домой прыдеш, виноград прынэсеш, мужу покажеш, он спросыт – это кто же тебе такой плохой виноград продал? Мнэ стыдно будет! Возьми этот, за шесть!» «Денег у меня очень мало осталось, уважаемый! Да и виноград у вас абсолютно одинаковый – что за три, что за шесть». «Савсэм не одынаковый! – и дядька стал мне показывать мелкие и, на мой взгляд, несущественные различия. – Слюшай, не надо дэнег! Получку получишь – прынэсеш! Только хороший возьми!» «Получки моей вы не дождетесь – уеду скоро!» – засмеялась я. «Так ты в гостях у нас? Ну тогда возьми этот, каторый за шесть, а дэнег дай три!»
Все дни моего отпуска я ходила в эту овощную лавочку и покупала овощи только у этого продавца. И все всегда он мне отбирал самолично, упаковывал в пакетик и доносил до дверей. И улыбался. И предлагал зайти еще.
В других магазинах то же самое! Тебе сорок раз улыбнутся, все удобно упакуют в пакет (пакет бесплатно! Везде!), донесут до выхода, а если магазин в подвале, то по ступенькам вынесут на улицу. Если не будет сдачи, сами сбегают в соседний магазин и там разменяют. Если нет нужного товара, стоит только сказать об этом – и завтра этот товар будет в ассортименте. А то и сегодня вечером. А могут опять же сбегать в соседний магазин, купить там и по той же цене отдать тебе. Это удивляет поначалу, это восхищает, это доставляет удовольствие. На второй день привыкаешь, все воспринимается абсолютно естественно. А как же иначе? Ведь хорошее – это естественно, неестественно как раз плохое. Вот в Москве начинаются сложности. Прилетаю из Баку, иду в магазин, покупаю товар, отдаю деньги, получаю сдачу и стою. И жду. И та, которая по ту сторону прилавка, тоже молча, без улыбки стоит и ждет. Что ты, мол, застряла? Не создавай, мол, очередь! А жду я, когда она мне все это упакует. Дождалась, как же! Пришлось в соседнем отделе покупать пакет за три рубля и все самой привычно в него заталкивать. В Азербайджане это было бы просто невозможно! Помню, один раз зашла я в магазинчик купить бутылку вина и коробку конфет. Купила. Покупки мне положили не в стандартный пакетик-маечку из шуршащего целлофана, а в цветной полиэтиленовый, с розочками. Сколько, спрашиваю, с меня? Продавец назвал цену – ровно столько, сколько стоила бутылка и коробка. Я говорю: «Вы пакет не посчитали». Продавец говорит: «Вы же в гости идете?» «Ну да, – отвечаю, – в гости». Ответом мне был взгляд – так что же тебя удивляет? Мне стало стыдно, и я поскорее ушла.
В остальной сфере обслуживания то же самое. Везде улыбаются, везде все вежливы. То ли по менталитету все вежливые и улыбчивые, то ли понимают, что в сфере обслуживания они для нас, а не мы для них. Ведь когда они выйдут со своего рабочего места в парикмахерской или на почте и войдут в магазин, то сами станут клиентами, и им, в свою очередь, все тоже будут улыбаться.
На самом деле это удивительно приятно, когда тебе из-за всех прилавков, во всех госучреждениях улыбаются. Тебе, может, и не сделают в этих самых госучреждениях все так, как надо, но хотя бы улыбнутся и настроение не испортят. А это тоже важно!